19-20 ноября 2018 года научный сотрудник НИИ ИТ СС КемГИК, канд. пед. наук Е.В. Косолапова по приглашению Министерства образования и науки Хабаровского края провела региональный семинар-практикум «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» в Хабаровске.

Семинар состоялся на базе Краевого государственного автономного образовательного учреждения «Краевой центр образования». Организаторами мероприятия выступили министерство образования и науки Хабаровского края и Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования».

В работе семинара-практикума приняли участие 81 специалист из 10 муниципальных образований края, в том числе: 23 педагога-библиотекаря, 19 заведующих школьной библиотекой, 29 библиотекарей, 3 руководителя информационно-библиотечных центров, 7 методистов муниципальных служб, курирующих деятельность школьных библиотек.

В первый день семинара-практикума Е.В. Косолаповой были освещены принципы построения учебно-методических комплексов по курсу «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 1-2-х, 3-4-х и 5-7-х классов, рассмотрены вопросы организации внеурочной деятельности по формированию медийно-информационной грамотности и информационной культуры школьников на базе информационно-библиотечного центра и школьной библиотеки. Были охарактеризованы трудности, с которыми может столкнуться библиотекарь при подготовке и проведении внеурочных занятий по курсу «Основы информационной культуры школьника». Это необходимость специальной подготовки библиотекаря и привлечения знаний из разных предметных областей, включая наличие знаний и умений по критическому анализу информации; сложность подбора учебных материалов и их адаптации к возрастным особенностям школьников.

Участники семинара обсудили пути решения таких проблем, как отсутствие регулярности в проведении внеурочных занятий по курсу «Основы информационной культуры школьника», низкая посещаемость уроков из-за отсутствия средств контроля и управления учащимися, низкий уровень мотивации администрации школы, учителей, родителей учащихся к внедрению курса в образовательный процесс школы.

В ходе двухдневной встречи Е.В. Косолапова провела для участников семинара ряд уроков по каждому разделу курса. При этом каждая тема рассматривалась с точки зрения ее различного наполнения от класса к классу, постепенного усложнения учебного материала, увеличения насыщенности практических заданий, особенностей выбора средств визуализации в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей учащихся.

В ходе демонстрации уроков каждому участнику семинара предлагалось «встать на место ученика» и выполнить все практические задания самостоятельно. Участники семинара познакомились с уроками по следующим темам: «Интернет как источник информационных ресурсов», «Информационная безопасность в социальных сетях», «Особенности поиска информации в Интернете», «Поисковые каталоги и поисковые системы Интернета как средство навигации и поиска», «Рекламный медиатекст как объект анализа», «Критический анализ медиатекста», «Технология подготовки электронной открытки». Мультимедийные презентации к этим урокам были предоставлены в пользование участников семинара.

Завершился семинар-практикум круглым столом, в ходе которого участники обсудили степень готовности школьного библиотекаря к проведению внеурочных занятий по медийно-информационной грамотности и информационной культуре. В ходе обсуждения участники семинара рассказали, дефицит каких профессиональных знаний и умений в области работы с информацией они ощущали, поделились своим опытом создания и использования медиа-продуктов.

В завершении семинара слушатели дали оценку проведенному мероприятию и высказали личные впечатления:

«Большое спасибо! Информация носит практическую направленность. Очень понравился стиль общения!»

«Очень полезно, познавательно, а главное своевременно!»

«Теплая атмосфера. Динамично, полезно, здорово. Приобретенный опыт – бесценен».

«Курс очень нужный для работы педагога-библиотекаря. Огромное спасибо! В своей дальнейшей работе я постараюсь внедрить этот курс. На семинаре узнала много нового и полезного для работы».

«Семинар-практикум понравился. Познавательно, интересная подача материала. Особенно интересной была информация по научным и познавательным сайтам, сведения о вредоносных программах и файлах, работа в программе Windows Movie Maker».

«Спасибо организаторам семинара за интересные, необходимые занятия по информационной культуре. Замечательно, что Елена Витальевна познакомила с лучшими сайтами для детей, интересными сайтами для работы библиотекарей, учителей, с безопасной работой в Интернете, созданием медиапродуктов».

Информация о мероприятии:

Сайт КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования».

Портал ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА)

^