Анонс!

В Кузбассом региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово) издано новое учебно-методическое пособие сотрудников НИИ ИТ СС по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников. Данное пособие содержит обобщение результатов инновационного проекта по направлению «Использование новых информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе», осуществляемого на базе общеобразовательных школ г. Гурьевска и Киселёвска в период с 2015 по 2017 годы.

Гендина Н. И., Лазарева Л.И.
Подготовка педагогов к развитию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры личности: учебно-методическое пособие. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2017. – 327 с.

Аннотация. В пособии представлены наиболее важные для сферы образования термины и понятия, отражающие становление информационного общества. Приводятся ключевые термины в сфере информационной подготовки и медиаобразования. Излагается смысл концепции формирования информационной культуры личности с позиции задач, стоящих перед современной системой образования. Анализируются существенные признаки понятия «информационная культура педагога».

Впервые раскрываются отличительные особенности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, обусловленные важностью информационной подготовки как педагогических работников, так и учащихся. Доказывается, что основу познавательных универсальных учебных действий в составе метапредметных результатов обучения составляют информационные знания и умения.

Показываются возможности «пятиминуток» как малой формы организации и педагогического приема обучения при формировании познавательных универсальных учебных действий. Обосновываются модели «познавательных пятиминуток», соответствующих разделам учебного курса «Основы информационной культуры личности». Приводятся учебно-методические разработки «познавательных пятиминуток» по различным учебным предметам.

Пособие адресовано менеджерам образования, учителям-предметникам, учителям начальных классов, методистам, школьным и детским библиотекарям, педагогам-библиотекарям и др. Оно может быть полезно студентам педагогических вузов и вузов культуры, а также педагогам средних специальных и высших учебных заведений.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования медийно-информационной грамотности и информационной культуры личности в системе общего образования
    • 1.1. Ключевые термины в сфере информационной подготовки и медиаобразования
    • 1.2. Концепция формирования информационной культуры личности.
    • 1.3. Информационная культура педагога: определение содержания и объема понятия
    • 1.4. Контрольные вопросы
  • Глава 2. Метапредметные требования к результатам освоения основной образовательной программы в контексте информационного подхода в образовании
    • 2.1. Отличительные особенности ФГОС второго поколения и необходимость повышения информационной компетентности педагога
    • 2.2. Познавательные универсальные учебные действия в составе метапредметных результатов обучения: проблема содержания и классификации
    • 2.3. «Пятиминутки» как малая форма организации и педагогический прием обучения: сущность, виды, требования
    • 2.4. Модели «познавательных пятиминуток» как инструмент развития познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры в урочной деятельности
    • 2.5. Контрольные вопросы
  • Глава 3. Учебно-методические разработки «познавательных пятиминуток» по учебным предметам
    • 3.1. «Познавательные пятиминутки» по разделу I «Информационные ресурсы общества и информационная культура»
    • 3.2. «Познавательные пятиминутки» по разделу II «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»
    • 3.3. «Познавательные пятиминутки» по разделу III «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»
    • 3.4. Контрольные вопросы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1. Авторский указатель педагогов, разработавших «познавательные пятиминутки».
  • Приложение 2. Распределение «познавательных пятиминуток» по классам
  • Приложение 3. Распределение «познавательных пятиминуток» по учебным предметам.
  • Приложение 4. Распределение «познавательных пятиминуток» по ключевым темам.
^