Ведущим научным сотрудником НИИ ИТ СС КемГУКИ, канд. пед. наук, доцентом Г.А.Стародубовой подготовлен дайджест творческих работ, выполненных в рамках тренинга-тренеров для школьных библиотекарей Кузбасса «Формирование информационной культуры личности».

Тренинг-тренеров для школьных библиотекарей Кузбасса был реализован сотрудниками НИИ ИТ СС в 2014-2015 учебном году на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Дайджест содержит характеристику лучших проектов, представленных слушателями в качестве итоговой квалификационной работы:



Автор проекта: Т.В. Рязанцева, библиотекарь НМБОУ «Гимназия № 11» Анжеро-Судженский ГО.

Название проекта: Инновации в работе школьной библиотеки по формированию основ информационной культуры родителей учащихся 9-11 классов.

Участники проекта: Библиотекарь ОУ, классные руководители, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии, учитель информатики.

Функции участников проекта:

  • библиотекарь ОУ: проведение лекционно-практических занятий, подготовка презентаций, памяток, обучающих информационных видеороликов, осуществление контроля в виде онлайн-тестирования, ведение форума группы.
  • библиотекарь ОУ, классные руководители: проведение анкетирования родителей «Ребенок и информация».
  • учитель информатики: проведение консультаций.

Средства трансляции информации: плазменная панель фойе гимназии, веб-сайт гимназии, родительские собрания.

Форма проведения: обучение проходит в дистанционном режиме.

Цель проекта: упорядочение разрозненных, несистематизированных информационных знаний родителей с целью формирования целостной информационной картины мира.

Разработанный Т.В. Рязанцевой проект представляет собой модульную систему, предназначенную для дистанционного обучения родителей учащихся знаниям, умениям и навыкам в области поиска, переработки информации. Технически данный курс базируется на использовании системы MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) и возможностей веб-сайта гимназии. Дистанционный курс рассчитан на 12 недель и включает в себя 4 модуля. Каждый модуль представляет собой законченный целостный блок, содержащий теоретические знания,  практические работы, контроль (онлайн-тестирование), рефлексию.

В процессе дистанционного обучения, родители знакомятся с видами информационных ресурсов, получают представление об образовательных возможностях Интернет-ресурсов, учатся осуществлять эффективный и безопасный поиск в Интернете, осваивают алгоритмы поиска информации в библиотеке, получают практические навыки по составлению плана, конспекта и тезисов на учебный текст, написанию реферата и подготовке доклада,  а также оформления библиографического описания документов.

Реализация курса предусматривает активное использование наглядных средств в виде мультимедийных презентаций и видеороликов, разработку различных памяток и списков полезных Интернет-ресурсов.

Достоинство проекта заключается в высоко профессиональном подходе Т.В. Рязанцевой к модульной структуре занятий, аргументированном выборе информационных технологий и средств дистанционного образования, плодотворном использовании в процессе обучения таких приемов, как «Пирамида критика», ментальные карты.



Коллективный проект. Авторы: Т. Г. Меновщикова, методист МКУ «Организационно-координационный отдел управления образования», Е.В. Меньшикова, библиотекарь МБОУ «Яснополянская средняя общеобразовательная школа имени «Григория Ивановича Лещенко», О.А. Шаймухаметова, зав. библиотекой МБОУ «Трудармейская средняя общеобразовательная школа», Прокопьевского района Кемеровской области.

Название проекта: «Первые шаги. Рекламный проект по основам информационной культуры личности».

Участники проекта: библиотекарь ОУ, зам. директора по воспитательной работе, зам. директора по безопасности образовательного процесса, учитель биологии, учитель истории.

Функции участников проекта:

  • библиотекарь ОУ: подготовка и размещение объявления о проведении Недели информационной грамотности, плана мероприятий (организация стендов для информации в фойе школы и учебных кабинетах), проведение практикума для педагогов по библиографическому описанию документов для составления списка литературы, проведение занимательной викторины по основам информационной грамотности.
  • зам. директора по воспитательной работе: объявление о проведении Недели информационной грамотности, ознакомление с планом ее проведения на школьной линейке, подведение итогов, отчет о ее проведении на педсовете школы
  • зам. директора по безопасности образовательного процесса: проведение беседы с родителями о безопасном поведении детей в Интернете
  • учитель биологии, учитель истории: проведение библиотечного занятия с учащимися 5-х классов по оформлению исследовательской работы.

Место и форма проведения: обучение может проходить в школьной библиотеке, кабинете информатики, актовом зале, зоне рекреации и в учительской с использованием библиотечного занятия, практикума, беседы.

Цель проекта: пропаганда основ информационной культуры среди участников образовательной деятельности, выработка мотивации и осознанного отношения обучающихся 5 классов и их родителей, педагогов к освоению специальных информационных знаний, умений и навыков.

В рамках одной предметной недели (6 учебных дней) осуществляются рекламные мероприятия по основам информационной культуры. С педагогами проводится практикум по библиографическому описанию документов для составления списков литературы к исследовательской или конкурсной работе, с пятиклассниками проводится библиотечное занятие по оформлению исследовательской работы, с родителями проводится беседа по правилам безопасного поведения в Интернете.

Оригинальность проекта заключается в выборе объекта обучения – в течение предметной недели, посвященной основам информационной культуры, проводятся параллельная работа с педагогами, обучающими 5 классы, учащимися 5 классов и их родителями. В итоге: у педагогов повышается квалификация в сфере информационной культуры, родители вследствие обучения становятся способны не только контролировать детей в семье, но и прививать им навыки безопасного поведения в информационном пространстве, у пятиклассников появляется заинтересованность в самостоятельном поиске и переработке информации, у представителей администрации школы возникает мотивация относительно включения курса по основам информационной культуры личности в учебный план образовательной организации.



Автор проекта: Т.А. Яросевич, педагог-библиотекарь МБОУ «Школа №17», г. Прокопьевска Кемеровской области.

Название проекта: «Курс «Основы информационной культуры личности для родителей»

Участники проекта: библиотекарь ОУ, учитель информатики, администрация школы.

Функции участников проекта:

  • библиотекарь ОУ: анкетирование участников проекта для выяснения их мнения о проекте, проведение лекционно-практических занятий «Библиотека как информационно-поисковая система», «Адресный поиск и алгоритм его проведения», «Фактографический поиск и алгоритм его выполнения», «Тематический поиск и алгоритм его выполнения», «Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды», «Учебный текст как объект аналитико-синтетической переработки», «Технология подготовки исследовательских и проектных работ», «Технология подготовки выступления, доклада, сочинения», «Аннотирование, реферирование, составление обзоров», «Библиографическое описание»;
  • учитель информатики: проведение лекционно-практических занятий «Информационно-образовательная среда, ее безопасность», «Интернет: поисковые системы и сервисы», «Первичные документальные потоки как составная часть информационных ресурсов общества», «Информационные ресурсы Интернета, сайты для школьников и родителей», «Электронные библиотеки»;
  • администрация школы: поддержка проекта на основе административного ресурса.
    Место и форма проведения: обучение может проходить в помещении школьной библиотеки и в классе информатики.

Цель проекта: обучение родителей ориентированию в современном информационном пространстве.

Оригинальность проекта заключается в удачной адаптации курса «Основы информационной культуры личности» к потребностям родителей, к четкому определению их роли в повышении уровня информационной культуры учащихся младшего школьного возраста. Систематизация набора умений, входящих в информационную грамотность родителей, осуществляется в рамках 3-х основных разделов: «Человек» (общие навыки работы с информацией: хранение, поиск, передача и использование, включая такие виды использования, как принятие решений, создание информационных продуктов); «Человек и компьютер» (навыки использования информационных технологий); «Человек и общество» (навыки обращения человека с информацией в обществе). Родители не только получают представление об опасностях и угрозах, которые может нести Интернет, но и осваивают (что имеет чрезвычайно важное значение в современной информационно-коммуникационной среде), способы ограждения детей от опасного контента (фильтры, программы родительского контроля, антивирусные программы, детские браузеры и поисковые системы, детские социальные сети), узнают, как научить детей правилам информационной безопасности в Интернете.

Достоинство проекта заключается в организации единого информационного пространства на основе взаимодействия «ученик-учитель-родитель-библиотекарь». Освоение азов информационной грамотности самими родителями – это условие их реального влияния на повышение информационной культуры учащихся, и создания для них безопасной информационной среды.

В ходе реализации проекта создаются партнерские отношения школьной библиотеки с семьей, учителями, направленные на целостное интеллектуальное развитие учащихся, а полученные знания и умения содействуют непрерывному образованию педагогов, родителей, учащихся.



Коллективный проект. Авторы:  А. В. Самойлова, зав. методическим отделом МБОУ ДПО «НМЦ», Т. С. Болотова, библиотекарем МБОУ «ООШ №19», Е. А. Евтина, библиотекарем МБОУ «СОШ №8» (г. Ленинск-Кузнецкий).

Название проекта: «Изучение вопросов информационной безопасности в сети Интернет как средство повышения информационной компетентности учителя начальных классов»

Участники проекта: зав. методическим отделом МБОУ ДПО «НМЦ»,школьные библиотекари, учитель информатики.

Функции участников проекта:

  • школьные библиотекари, зав.методическим отделом МБОУ ДПО «НМЦ»: проводят лекционно-практические занятия, осуществляют входной и выходной мониторинг в соответствии с четырьмя разделами программы курса «Основы информационной культуры личности»;
  • учитель информатики: консультирует

Форма проведения: обучение проходит в дистанционном режиме, базируется на использовании компьютера и компьютерной программы «Документ Google».

Цель проекта: изучение вопросов информационной безопасности в сети Интернет как средство повышения информационной компетентности учителя начальных классов.

В рамках курса (состоящего из 11 занятий и рассчитанного на 27 часов), учителя знакомятся с нормативно-правовой базой в сфере информационной безопасности, информационного этикета, авторского права, получают представление о технических аспектах безопасности пользователя в сети Интернет, осваивают приемы различных видов поиска как традиционной, так и электронной информации, приобретают практические навыки проведения аналитико-синтетической переработки информации в виде составления библиографического описания традиционных и электронных документов.

Проект предусматривает расширение представления у учителей о таких понятиях, как: «информационная компетентность», «информационный взрыв», «информационный кризис», «информационное общество», «информационная безопасность», «авторское право», «защита персональных данных». Они получают информацию о видах и источниках угроз в сети Интернет и способах защиты от вредоносных программ и несанкционированного доступа с помощью антивирусов, сетевых экранов, приложений-фильтров, знакомятся с приемами эффективного и безопасного поиска информации в поисковых системах Яндекс и Google, осваивают правила безопасности работы в сети Интернет для различных категорий пользователей - детей, родителей и учителей. Учителя начальной школы знакомятся с технологиями подготовки конспекта урока, подготовки на его основе электронной презентации и публичного выступления. Слушатели курса овладеют навыками подбора контента электронной презентации и узнают правила ее оформления, выбора стиля, цветовой гаммы, шрифтов и эффектов. Каждый слушатель должен не только подготовить итоговую авторскую работу – конспект родительского собрания на тему информационной безопасности детей в сети Интернет, но и публично его защитить.

Проект отличается оригинальным подходом, выражающемся в том, что в роли преподавателей для учителей выступает школьный библиотекарь (обычно в этой социальной роли не выступающий), использование участниками проекта электронных документов удаленного доступа, работа в микрогруппах. Практическая работа микрогрупп осуществляется на основе использования компьютерной программы «Документ Google», позволяющей организовать дистанционную работу большой группы людей одновременно над одним документом, при этом результаты совместной работы доступны удаленно всем участникам проекта. Обязательным условием реализации данного проекта является наличие у каждого обучающегося компьютера с выходом в Интернет.



Коллективный проект. Авторы: Н.А. Змазнева, зав. библиотекой МБОУ «Школа №14», И.А. Поротикова, зав. библиотекой МБОУ «Школа №44» (г. Полысаево).

Название проекта: «Инновации в работе школьной библиотеке по формированию основ информационной культуры младших школьников через знакомство с книгами писателей Кузбасса для детей»

Участники проекта: библиотекарь ОУ, руководитель лит. группы «Прометей», библиотекарь краеведческого сектора городской библиотеки, учителя литературы, классные руководители, библиотекари городской библиотеки.

Функции участников проекта:

  • библиотекарь ОУ: проводит анкетирование «Литературный Полысаево», готовит презентацию книжной выставки «Полысаево литературный», проводит беседу у выставки «Писатели Кузбасса - детям», готовит обзор «Детские книги Нины Грушковой», организует и проводит конкурс на лучший рисунок по сюжету полюбившихся произведений писателей Кузбасса;
  • руководитель лит.группы «Прометей», библиотекарь краеведческого сектора городской библиотеки: организует встречу с членами литературной группы г. Полысаево «Прометей»;
  • библиотекарь ОУ, учителя литературы, классные руководители: организуют литературную встречу «Автор - в библиотеке», праздник «День рождения книги» (презентация новой книги Н. Глушковой «Волшебная сила»), организуют конкурс «Мои любимые стихи»;
  • библиотекарь ОУ, работники городской библиотеки: проводят презентацию книги Натальи Килоч «Истории, написанные жизнью», организуют литературный праздник, посвященный Дню Победы, готовят презентацию сборника стихов и прозы «Вечного неба печаль».

Место проведения: учебный кабинет, актовый зал, школьная библиотека, помещение городской библиотеки имени М. Горького, городская школа искусств.

Форма проведения: встреча, литературная встреча, презентация книжной выставки и презентация книги, беседа, обзор, литературный праздник, конкурс.

Цель проекта: Развитие информационной культуры младших школьников через знакомство с книгами Кузбасских писателей для детей.

Данный проект относится к категории проектов частично реализованных (к его реализации авторы приступили в 2014 г., завершается он – в 2015 г.).

Выбор проблематики проекта обусловлен противоречивостью ситуации с чтением школьников в г. Полысаево (типичной и для других городов региона): отсутствие у детей интереса к чтению, слабое представление, а зачастую, как свидетельствует проведенное анкетирование, и незнание Кузбасских писателей и поэтов, в том числе, проживающих в г. Полысаево, их произведений. Профессиональное кредо авторов проекта заключается в следующем – привить интерес к чтению, увлечь чтением, помочь им полюбить слово. Авторы проекта убеждены, что научить детей читать осмысленно можно только в специально созданных условиях, исключающих давление на маленького читателя. Любовь к чтению можно только взрастить – из зерна любопытства и интереса формируется любовь к чтению и книге, привязанность к определенным авторам, а освоение книжной вселенной региона является стартом «вывода» каждого ребенка на орбиту разнообразного мира книжной культуры вообще. Авторы проекта понимают сложность и кропотливость деятельности школьного библиотекаря, что и нашло отражение в предлагаемой системе работы.

Ответ на вопрос «Как увлечь ребенка чтением, научить его читать, «заразить» его общением с книгой?» авторы проекта видят в  непосредственном общении детей  с детскими писателями.

Реализация проекта предусматривает:

  • формирование в школьной библиотеке специального фонда детской литературы Кузбасских писателей;
  • расширение и обогащение знаний учащихся о творчестве детских писателей Кузбасса;
  • разработку плана проведения мероприятий, посвященных творческой деятельности писателей Кузнецкого края;
  • активизацию работы по воспитанию мыслящего читателя, способного самостоятельно давать оценку произведению;
  • содействие формированию гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературному наследию родного края;
  • создание в библиотеке условий для информационно-образовательной деятельности и культурного развития подрастающего поколения.

Удачным в проекте является вариант взаимодействия с другими библиотеками (работниками городской библиотеки, руководителем лит. группы «Прометей», классными руководителями, учителями литературы.



Автор проекта: Л.И. Спиридонова, библиотекарь МБОУ «Школа №35» Прокопьевского ГО, Кемеровской области

Название проекта: «Формирование основ информационной культуры школьного библиотекаря»

Участники проекта: методист ИМЦ, библиотекарь ОУ и библиотекарь ИМЦ, учитель информатики.

Функции участников проекта:

  • библиотекарь ОУ: проведение вводного тестирования «Моя информационная культура»,  подготовка стендового доклада, проведение семинара-практикума, проведение мастер-класса, презентаций по ключевым темам курса «Основы информационной культуры личности», индивидуальных консультаций по работе с программой MARK-SQL», тренинг «Рациональные приемы интеллектуальной работы с текстом», проведение деловой игры «Эксперты»; контроль и проверка знаний на заключительном этапе, формирование «Портфеля участника проекта»;
  • методист ИМЦ и библиотекари ОУ и ИМЦ: подготовка обзора новинок литературы и статей по информационной культуре личности, проведение презентации «Коллекция полезных ссылок», подготовка деловых игр «Шляпа вопросов» и «Дай определение», подготовка слайд-инструкции «Библиографическое описание документов», проведение практического занятия «Создание списка литературы», проведение лабораторной работы «Искусство формулировать запросы» и поискового практикума «Инфокомпас», организация микрогруппового проектирования (на примере проекта урока по обучению детей аналитико-синтетической переработке информации);
  • учитель информатики: проведение лекции-презентации «Информационные ресурсы Интернета. Информационная безопасность»

Место и форма проведения: обучение может проходить в дистанционном режиме в рамках работы проблемной группы методического объединения школьных библиотекарей города, на базе ИМЦ, в компьютерном зале, оснащенном мультимедийным оборудованием, а также в учебном кабинете, кабинете информатики и библиотеке ОУ.

Цель проекта: упорядочение разрозненных, несистематизированных знаний школьных библиотекарей в области формирования информационной культуры личности.

Специфика проекта заключается в его подчинении задачам практической деятельности школьного библиотекаря. Знания и умения, полученные в процессе обучения, должны способствовать повышению уровня информационной культуры самого библиотекаря и обеспечить эффективность его деятельности по формированию информационной культуры учащихся.

Достоинством проекта является четкая последовательность действий по его реализации, использование богатого ассортимента форм и методов обучения: лекции–презентации и слайд-лекции, обзоры новинок публикаций по проблемам информационной культуры личности и стендовые доклады, презентация «Коллекция полезных ссылок», семинар-практикум и семинар-консультация «Технология написания программы по внеурочной деятельности», мастер-класс, лабораторные и практические работы (например, создание списка литературы), тренинг, микрогрупповое проектирование (проект урока по обучению детей аналитико-синтетической переработке информации), поисковый практикум («Инфокомпас»), деловая игра.

^