9 ноября 2016 г. на базе Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова в рамках работы VIII Сибирского библиотечного форума состоялся мастер-класс и круглый стол «Медийно-информационная грамотность как компонент информационной культуры личности». В нем приняли участие Гендина Н.И., директор НИИ ИТ СС КемГИК, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, Стародубова Г.А., ведущий научный сотрудник НИИ ИТ СС КемГИК, к.п.н., доцент, Косолапова Е.В. научный сотрудник НИИ ИТ СС КемГИК, к.п.н.
Н.И. Гендина и Е.В. Косолапова представили разработанный ими комплекс уроков по основам информационной культуры и медийно-информационной грамотности для учащихся 5-7 классов.
Во вступительном слове Н.И. Гендина отметила, что реалии современной медиасреды не только обеспечивают расширение возможностей школьников в познании окружающего мира, но и несут в себе риски и угрозы. Современные медиасредства могут манипулировать сознанием и поведением подрастающего поколения, оказывая на него как положительное, так и отрицательное влияние, формируя ложные ценности и негативные модели поведения.
Важным средством защиты от отрицательного воздействия современной медиасреды является высокий уровень информационной культуры личности. Отсюда главная задача образовательных и информационно-библиотечных учреждений – организация целенаправленного обучения медийно-информационной грамотности, направленного на формирование умений ориентироваться в современных медиаресурсах, отбирать, критически анализировать, использовать медиатексты и создавать собственные медиапродукты.
Затем Н.И. Гендина представила урок «Критический анализ рекламных медиатекстов», рассчитанный на учащихся 5 классов. В нем была раскрыта сущность критического мышления, представлен алгоритм критического анализа медиатекста на примере коммерческих рекламных видеороликов, показаны приемы манипуляции сознанием человека.
Е.В. Косолапова представила урок «Технология подготовки мультимедийных информационных продуктов (на примере видеооткрытки)», ориентированный на учащихся 7-х классов. В ходе урока была представлена характеристика открыток как изографических документов, рассмотрена структура и специфика электронной открытки, как документа, содержащего мультимедийную информацию, представлен алгоритм работы по созданию видеооткрытки на основе программы Microsoft Movie Maker. Е.В. Косолапова наглядно показала, что творческая деятельность школьников по созданию оригинального медиапродукта (видиооткрытки) не возможно без знания алгоритмов поиска аудиальной, визуальной и текстовой информации, а также методов анализа и синтеза найденных документов. Она также подчеркнула необходимость владения технологией владения медиапродуктов.
Выступление Г.А. Стародубовой «Медийно-информационная грамотность в составе профессиональной компетентности библиотекаря». Она охарактеризовала новые направления деятельности библиотек, связанные с использованием интерактивных методов обучения, нового технического оснащения (например, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные ресурсы и т.д.). Особо было отмечено расширение ассортимента производимых информационных продуктов: мультимедийные презентации, электронные письма, новости на сайте и пресс-релизы, виртуальные выставки и видеоролики, электронные путеводители и буктрейлеры.
Однако, как показали результаты анкетного опроса на курсах повышения квалификации школьных и муниципальных библиотекарей Кузбасса, у них отсутствует целостное представление о медийных ресурсах, они имеют ограниченное представление о сущности и специфике сообщений в СМИ, испытывают затруднения в поиске и критическом анализе медиаресурсов.
Г.А. Стародубова подчеркнула, что сегодня необходимо повышение медиаграмотности самих библиотекарей и осветила имеющийся опыт в КемГИК и Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Завершился мастер-класс и круглый стол ответами Н.И. Гендиной на многочисленные вопросы участников. В их суждениях прозвучала высокая оценка представленных уроков и одобрение направления работы НИИ ИТ СС по формированию медийно-информационной грамотности и информационной культуры.