Завершился педагогический эксперимент по проведению внеурочных занятий по курсу «Основы информационной культуры школьника» у младших подростков

В 2014–2015 учебном году между  НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НИИ ИТ СС КемГУКИ), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №77» г. Кемерово (директор  Т.Б. Прислегина, почетный работник общего образования) и МАУК «Муниципальная информационная библиотечная система» г. Кемерово (директор Т.П. Павленко) был заключен творческий договор на организацию и проведение экспериментальной работы по формированию информационной культуры школьников в 5, 6 и 7 классах общеобразовательной школы.

Научное руководство экспериментальной работой осуществляла доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ ИТ СС Н.И. Гендина. Внеурочные занятия проводила научный сотрудник НИИ ИТ СС КемГУКИ, к.п.н.  Е.В.Косолапова.

В эксперименте приняли участие:

Учащиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77», г. Кемерово:

  • 5 «а» класс (учитель Е.И. Лунева)
  • 6 «а» класс (учитель И.П. Никитина)
  • 7 «а» класс (учитель Н.А. Волошина)
  • Школьный библиотекарь Л.А. Пехенько.

Координатор эксперимента – главный библиотекарь по информационной культуре детской библиотеки им. А.М. Береснева г. Кемерово Н.Ф. Киселева.

Проводимый эксперимент является продолжением экспериментальной работы по внедрению и адаптации курса «Основы информационной культуры школьника» для учащихся общеобразовательных школ. Так, в 2011-2013 был осуществлен эксперимент по проведению внеурочных занятий по курсу «Основы информационной культуры школьника» в начальных классах (1-4 класс).

Занятия с учащимися 5-7 классов проводились регулярно, с I по IV четверти 2014–2015 учебного года. Всего было проведено 54 часа внеурочных занятий (уроков), которые проходили как в учебных классах, так и в школьной библиотеке, а также в традиционном и электронном читальном зале детской библиотеки им. А.М. Береснева г.Кемерово.

В качестве особенностей проводимого курса, учителями-участниками эксперимента были отмечены нестандартность подачи материала, доброжелательная атмосфера занятий, стремление преподавателя доступным понятным языком донести до детей довольно сложный учебный материал по курсу, мотивировать детей к формированию коммуникативных навыков. Во время занятий активно поддерживалась инициатива учащихся в высказывании своего мнения, отстаивании собственных позиций, проявлении уважения к мнению других. При этом преподавателем проявлялась демократичность по отношению к стремлению детей по собственному усмотрению формировать рабочие группы для практических занятий.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволил сформировать у детей такие метапредметные умения и навыки, как поиск, анализ и переработка различных видов информации, критический анализ и оценка как традиционных текстов, так и электронных и сообщений средств массовой информации.

Практическая направленность занятий дала возможность учащимся применять полученные навыки в рамках других учебных предметов, а также при подготовке различных докладов, рефератов, электронных презентаций, участии в городских и региональных научно-практических конференциях.

По окончанию педагогического эксперимента сотрудники НИИ ИТ СС КемГУКИ планируют подготовить учебно-методический комплекс для учащихся 5–7-х классов.

Коллектив НИИ ИТ СС благодарит всех участников эксперимента за четкую организацию работы и высокий профессионализм.

^