26 ноября 2014 г. на базе детской библиотеки им. А.М. Береснева (г. Кемерово) состоялся городской научно-практический семинар «От популяризации информационных знаний к системному формированию основ информационной культуры личности».
Организаторами семинара выступили: Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, МАУК «Муниципальная информационная библиотечная система», МОУ ДПО «Научно-методический центр образования администрации, НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
В семинаре приняли участие библиотекари муниципальных библиотек и библиотек общеобразовательных организаций г. Кемерово, а также сотрудники НИИ ИТ СС КемГУКИ: Н.И. Гендина, директор, доктор пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Г.А. Стародубова ведущий научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент, Л.Н. Рябцева, старший научный сотрудник, канд. пед. наук, Е.В. Косолапова, научный сотрудник, канд. пед. наук.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась главный библиотекарь детской библиотеки им. А.М. Береснева Н.Ф. Киселева. Она подчеркнула значимость совместной экспериментальной работы НИИ ИТ СС КемГУКИ и МАУК «Муниципальная информационная библиотечная система», а также важность проведения традиционных научно-практических семинаров для библиотекарей школьных и детских библиотек г. Кемерово. В завершении официальной части семинара зам. директора по информатизации МАУК «Муниципальная информационная библиотечная система» П.К. Коваленко вручил директору НИИ ИТ СС КемГУКИ Гендиной Н.И. Благодарственное письмо за подготовку учебно-методического комплекса «Основы информационной культуры школьника» для 1-4 классов общеобразовательных организаций.
Профессор Н.И. Гендина выступила с ключевым докладом «Трансформация современной образовательной среды как фактор изменений в деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности». В докладе она рассказала о новых рисках и опасностях, которые несет информационное общество для юных гражданин и отметила важность учебного курса «Информационная культура школьника» как условия информационной безопасности личности.
Теоретические вопросы, связанные с информационной безопасностью, критическим анализом медиатекстов, рассмотренные в ключевом докладе профессором Н.И. Гендиной, нашли практическое отражение в новом учебно-методическом комплексе «Основы информационной культуры школьника» (1-2 классы). Он был подготовлен в рамках экспериментальной работы в 2012-2013 учебном году на базе детской библиотеки им. А.М. Береснева и МБОУ «СОШ№77» г. Кемерово. Авторы новой книги (Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова) представили новый учебно-методический комплекс, рассказав о структуре, содержании и об особенностях обучения младших школьников основам информационной культуры на базе библиотеки.
Во второй части семинара, под руководством доцента Г.А. Стародубовой состоялся круглый стол «Информационная поддержка деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности: плюсы и минусы современной практики», в ходе которого участники семинара могли обменяться мнениями и познакомиться с оригинальными, авторскими разработками библиотекарей г. Кемерово по формированию информационной культуры. Своим опытом поделились следующие библиотекари-практики:
- Ж.Э. Трофимова, гл. библиограф библиотеки им. Н.В. Гоголя выступила с докладом «Основные отличия популяризации информационных знаний от обучения основам информационной культуры личности»;
- Е.В. Роот, главный библиотекарь детской библиотеки «Инфосфера» представила доклад на тему «Возможности современного библиотекаря в реализации миссии по формированию информационной культуры личности»;
- Н.Ф. Киселева, главный библиотекарь детской библиотеки им. А.М. Береснева в докладе «Методическое сопровождение деятельности современного библиотекаря по формированию информационной культуры личности» рассказала о новых учебно-методических пособиях, программах и проектах, сценариях уроков, опубликованных в профессиональных изданиях, а также подготовила обзор полезных интернет ресурсов.
В заключительной части семинара участники имели возможность выступить в качестве экспертов новых показателей медиа- и информационной грамотности населения, которые сейчас разрабатываются в рамках совместного проекта социологической службы «ЦИРКОН» и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.