11 июня 2013 г. на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования для школьных библиотекарей Кемеровской области был организован круглый стол «Школьные библиотекари Кузбасса об использовании медиа-средств в формировании информационной культуры школьников: опыт, проблемы, перспективы». Руководителями круглого стола явились: зав. лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС, канд. пед. наук, доцент Г.А.Стародубова, научный сотрудник НИИ ИТ СС Е.В. Косолапова.
Школьным библиотекарям был предложен для обсуждения следующий круг вопросов:
- Что собой представляет опыт использования современных медиа-средств по формированию информационной культуры в условиях школьной библиотеки?
- Каковы ресурсные возможности школьного библиотекаря в сфере медиа-средств?
- Каковы возможности проведения школьными библиотекарями специальных занятий, связанных с критическим анализом информации, поступающей из масс-медиа?
Предложенная тематика вопросов вызвала оживленную дискуссию всех участников круглого стола. Особенно живо обсуждались вопросы, связанные с формированием у детей младшего школьного возраста критического отношения к продуктам средств массовой информации, а так же возможности интеграции информационной культуры личности и медиаграмотности.
Участникам круглого стола была представлена презентация нового учебно-методического комплекса для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений «Основы информационной культуры школьника» (авторы: Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова). Учебно-методический комплекс издан в 2012 г. в издательстве Российской школьной библиотечной ассоциации (г.Москва). В его состав вошли: учебная программа курса «Основы информационной культуры школьника», методические разработки 27 уроков, терминологический словарь, электронные презентации к каждому уроку. Принципиальная новизна учебно-методического комплекса состоит в:
1. Расширении тематики занятий
- Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки
- Критический анализ текста
- Критический анализ медиатекста
2. Расширении спектра информационных продуктов
- Технология подготовки электронных презентаций
- Технология подготовки электронных писем
- Технология подготовки отзывов на мультфильмы
- Технология подготовки отзывов на телевизионные передачи
3. Визуализации учебного материала
Презентацию провела один из авторов учебно-методического комплекса Е.В.Косолапова. Она охарактеризовала подходы к разработке поурочных занятий с обучающимися 4 класса на основе использования медиа-средств и проиллюстрировала возможности применения данного комплекса в практике работы школьного библиотекаря.