Результаты исследования «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ», проведенного директором НИИ ИТ СС КемГУКИ, профессором Н.И.Гендиной, представлены ЮНЕСКО на английском языке в серии исследовательских публикаций, приуроченных к проведению Первой международной обзорной встречи WSIS+10 «Построение обществ знаний в интересах мира и устойчивого развития» (Париж, 25-27 февраля 2013 г.).
25−27 февраля 2013 года в штабе квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Первая международная обзорная встреча «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития». В ней приняли участие свыше 1500 ведущих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), общественных и политических деятелей из 130 стран мира. Эта встреча – наиболее крупный и значимый международный форум по гуманитарным проблемам использования ИКТ со времени проведения в 2003 г . в Женеве Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on Information Society, WSIS).
В преддверии этого форума сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Эти исследования были выполнены ведущими мировыми специалистами:
- Элис Ли, доктор, профессор Факультета журналистики Гонконгского баптистского университета (Китай) – «Грамотность и необходимые компетенции для общества знаний»;
- Хесус Лау, доктор, профессор Университета Веракруза (Мексика) – «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности»;
- Тони Карбо доктор, профессор Колледжа информатики и технологии Университета Дрекселя и Университета Питтсбурга(США) – «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности: детальный анализ понятий в рамках медиаграмотности и метаграмотности»;
- Наталья Гендина, доктор, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Россия) – «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ».
Все эти материалы, опубликованные на английском языке, доступны на сайте.
В научно-аналитическом обзоре Н. И. Гендиной приводятся результаты исследования состояния информационной подготовки и медиаобразования в России и СНГ. Исследование проведено на основе анализа русскоязычных публикаций и электронных ресурсов по медиаобразованию и информационной подготовке за 1990-2010 гг. Осуществлен анализ развития теории и практики информационной подготовки и медиобразования, раскрыт вклад образовательных учреждений, библиотек, общественных организаций и профессиональных ассоциаций в развитие информационной грамотности, информационной культуры и медиаграмотности граждан России и СНГ.
Сопоставление содержания информационной подготовки и медиаобразования позволило выделить как черты их сходства, так и различия. Общими компонентами, как для информационной подготовки, так и для медиаобразования, понимаемыми как целостная совокупность знаний, умений и навыков, а также готовность использовать их в условиях реальной жизни, являются: представление об информационном обществе и многообразии существующих информационных ресурсов, овладение алгоритмами информационного поиска, овладение методами аналитико-синтетическая переработка источников информации, овладение технологией подготовки различных информационных продуктов. Общим компонентом, характеризующим информационную компетентность современного человека, включая и медиакомпетентность, является компьютерная грамотность и навыки работы с ИКТ.
Различия между информационной подготовкой и медиаобразованием обусловлены спецификой объектов, на основе которых происходит обучение. Собственно информационная подготовка преимущественно связана с различными видами документальных информационных ресурсов, как в традиционной, так и в электронной форме. Медиаобразование базируется на специфических объектах – медиатекстах, требующих для работы с ними владения специальными методами анализа.
Проведенное исследование свидетельствует, что информационная подготовка и медиаобразование в России и СНГ развиваются параллельно, слабо взаимодействуя друг с другом. Это доказывается анализом потока диссертаций, монографий, статей, материалов конференций, отражающих теорию и практику информационной и медиаподготовки. Следовательно, в ближайшее время маловероятной является возможность конвергенции информационного и медиаобразования в России и СНГ.
Сделан вывод о том, что в России и странах СНГ на уровне министерств образования информационная подготовка понимается неоправданно узко, она реализуется, прежде всего, за счет ликвидации компьютерной безграмотности и обучения владением основами ИКТ. Идеи и принципы информационной подготовки и медиаобразования пока еще недостаточно широко известны, а потенциал таких направлений деятельности, как формирование информационной грамотности и медиаграмотности, формирование информационной культуры личности, и остается недооцененным и слабо используемым. Выявлены основные барьеры, сдерживающие развитие информационной подготовки и медиаобразования в России и СНГ, намечены перспективы дальнейших исследований и практических действий в данной сфере.
Полное изложение результатов исследования на русском языке представлено в монографии: Гендина, Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.