Результаты исследования «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ», проведенного директором  НИИ ИТ СС КемГУКИ, профессором Н.И.Гендиной, представлены ЮНЕСКО на английском языке в серии исследовательских публикаций, приуроченных к проведению Первой международной обзорной встречи WSIS+10  «Построение обществ знаний в интересах мира и устойчивого развития» (Париж, 25-27 февраля 2013 г.).

25−27 февраля 2013 года в штабе квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Первая международная обзорная встреча «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития». В ней приняли участие  свыше 1500 ведущих специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),  общественных и политических деятелей из 130 стран мира. Эта встреча – наиболее крупный и значимый международный  форум  по гуманитарным проблемам использования ИКТ со времени  проведения в 2003 г . в  Женеве Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on Information Society, WSIS).

В преддверии этого форума  сектором  коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии  исследований по проблеме  «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Эти  исследования были  выполнены ведущими мировыми специалистами:

  • Элис Ли, доктор, профессор Факультета журналистики Гонконгского баптистского университета (Китай) –   «Грамотность и необходимые компетенции для общества знаний»;
  • Хесус Лау, доктор, профессор Университета Веракруза (Мексика) –    «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности»;
  • Тони Карбо доктор, профессор Колледжа информатики и технологии Университета Дрекселя и Университета Питтсбурга(США) – «Концептуальная связь информационной грамотности и медиа грамотности: детальный анализ понятий в рамках медиаграмотности и метаграмотности»;
  • Наталья Гендина, доктор, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Россия) –  «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ».

Все эти материалы, опубликованные на английском языке, доступны на сайте.

В научно-аналитическом обзоре  Н. И. Гендиной приводятся результаты   исследования  состояния информационной подготовки и медиаобразования в России  и СНГ. Исследование проведено на основе анализа русскоязычных публикаций и электронных ресурсов  по медиаобразованию и информационной подготовке за  1990-2010 гг.  Осуществлен анализ развития теории и практики информационной подготовки и медиобразования, раскрыт  вклад образовательных учреждений, библиотек, общественных организаций и  профессиональных ассоциаций в развитие информационной  грамотности, информационной культуры и  медиаграмотности граждан  России и СНГ.

Сопоставление содержания информационной подготовки и медиаобразования позволило выделить как черты их сходства, так и различия. Общими компонентами, как для информационной подготовки, так и для медиаобразования, понимаемыми как целостная совокупность знаний, умений и навыков,  а также готовность использовать их в условиях реальной жизни,  являются: представление об информационном обществе и многообразии  существующих информационных ресурсов,  овладение алгоритмами информационного поиска, овладение методами аналитико-синтетическая переработка источников информации, овладение технологией подготовки  различных информационных продуктов. Общим компонентом, характеризующим информационную компетентность современного человека, включая и медиакомпетентность,  является компьютерная грамотность и навыки работы с ИКТ.

Различия между информационной подготовкой и медиаобразованием обусловлены спецификой объектов, на основе которых происходит обучение. Собственно информационная подготовка преимущественно связана с различными видами  документальных информационных ресурсов,  как в традиционной, так и в электронной форме. Медиаобразование базируется на специфических объектах – медиатекстах, требующих для работы с ними владения специальными методами анализа.

Проведенное исследование свидетельствует, что информационная подготовка и медиаобразование в России и СНГ развиваются параллельно,  слабо взаимодействуя  друг с другом. Это доказывается анализом потока диссертаций, монографий, статей, материалов конференций, отражающих теорию  и практику информационной и медиаподготовки. Следовательно, в ближайшее время маловероятной является возможность конвергенции информационного и медиаобразования в России и СНГ.

Сделан вывод о том, что в России и  странах СНГ на уровне министерств образования информационная подготовка  понимается  неоправданно узко, она реализуется, прежде всего, за счет ликвидации компьютерной безграмотности и обучения владением основами ИКТ. Идеи и принципы информационной подготовки и медиаобразования пока еще недостаточно широко известны, а потенциал таких направлений деятельности, как формирование информационной грамотности и медиаграмотности, формирование информационной культуры личности, и остается недооцененным и слабо используемым. Выявлены основные барьеры, сдерживающие  развитие информационной подготовки  и медиаобразования в России и СНГ, намечены перспективы   дальнейших исследований и практических действий в данной сфере.

Полное изложение результатов исследования на русском языке  представлено в монографии: Гендина, Н.И.  Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.

^