28 ноября 2012 г. на базе детской библиотеки им. А.М. Береснева (г. Кемерово) состоялся городской научно-практический семинар «Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки: новые успехи и новые проблемы».

Организаторы проведения семинара – Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово, научно-методический центр образования администрации г. Кемерово, МАУК «Муниципальная информационная библиотечная система», научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НИИ ИТ СС КемГУКИ).

В семинаре приняли участие библиотекари муниципальных библиотек и библиотек образовательных учреждений г. Кемерово.

В приветственном слове к собравшимся директор Муниципальной информационной библиотечной системы г. Кемерово Т. П. Павленко отметила важность и продуктивность многолетнего сотрудничества с НИИ ИТ СС КемГУКИ. Результатом такого сотрудничества по формированию информационной культуры детей и молодежи  является проведение семинаров для библиотекарей города Кемерово, развертывание экспериментальной работы, проведение профессиональных конкурсов.

Доклад директора НИИ ИТ СС, д.п.н., профессора, члена  постоянного комитета по информационной грамотности ИФЛА Н.И. Гендиной был посвящен новым инициативам ЮНЕСКО и ИФЛА по интеграции информационной  и медиа-грамотности. В этом докладе были показаны результаты десятилетнего опыта работа НИИ ИТ СС в международных проектах ЮНЕСКО и ИФЛА. Новые идеи, предлагаемые ЮНЕСКО и ИФЛА,  получили отражение в книге сотрудников НИИ ИТ СС: Гендина, Н.И. Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2012. – 200 с.

Авторы книги – Гендина Н.И. и Косолапова Е.В. подробно представили участникам семинара содержание этой книги. Разработанный в НИИ ИТ СС  учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений включает: учебную программу по дисциплине «Основы информационной культуры школьника», методические разработки уроков, терминологический словарь и  систематический указатель терминов

Характеризуя книгу, Н.И. Гендина подчеркнула значительный вклад детской библиотеки им. А.М. Береснева и МБОУ «СОШ№45» г. Кемерово, благодаря сотрудничеству с которыми стало возможным проведение в 2011-2012 году педагогического эксперимента с учащимися 4-го класса. Уроки, разработанные в ходе этой экспериментальной работы, были положены в основу новой книги. Отличительной особенностью презентуемой книги является то, что каждый из 27 уроков сопровождаются красочной мультимедийной презентацией.

Научный сотрудник НИИ ИТ СС Е.В. Косолапова в своем докладе «Уроки по основам информационной культуры личности с младшими школьниками: барьеры и пути их преодоления» охарактеризовала принципы и подходы к разработке поурочных занятий с применением возможностей медиатекста, особо выделив методические и организационные барьеры, которые могут возникнуть у библиотекаря при адаптации курса «Основы информационной культуры личности» для обучающихся начальной школы, обозначив пути преодоления этих барьеров.

Тема доклада зав. лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС, к.п.н., доцента Г.А. Стародубовой – «Переход от популяризации информационных знаний к системному обучению основам информационным культуры личности или какой специальной подготовкой должен обладать сам библиотекарь». Особое внимание в докладе было уделено библиотекарю как ключевой фигуре в формировании информационной культуры личности. Однако при этом необходимо, чтобы библиотекари владели психолого-педагогическими знаниями, методикой преподавания основ информационной культуры и технологией подготовки и проведения библиотечного занятия.

Вторая часть семинара предполагала обмен опытом библиотекарей и проведения круглого стола.  В сообщениях библиотекарей были затронуты различные аспекты деятельности современной библиотеки по формированию информационной культуры личности. Так выступление главного библиотекаря детской библиотеки им. А. М. Береснева Н.Ф. Киселевой было посвящено детской библиотеке как среде формирования информационной культуры школьников в свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В сообщении зав. библиотекой Лицея №62 Т.А. Дроздовой речь шла о формировании информационной культуры личности через кружковую деятельность. 

Вопросы формирования информационной культуры младших школьников в контексте ФГОС второго поколения были затронуты в сообщении библиотекаря МОУ «СОШ №40» Е.Н. Филипповой.

Опыту реализации проекта для младших школьников «Мир информации и я» было посвящено сообщение гл. библиографа библиотеки им. Н.В. Гоголя Ж.Э. Трофимовой.

Заинтересованный разговор о достижениях и проблемах в организации и проведении занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» продолжался за круглым столом. Следствием проводимых библиотекарями занятий по курсу «Основы информационной культуры личности» является повышение успехов школьников в учебе, активное участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня, в том числе в телевизионной гуманитарной олимпиаде школьников «Умницы и умники» (г. Москва).

Как показало обсуждение, в библиотеках г. Кемерово успешно реализуются различные проекты по формированию информационной культуры личности, проводятся конкурсы на лучшую презентацию. Проведение комплекса занятий уже не является единичным случаем. Все чаще процесс обучения основам информационной культуры носит целенаправленный характер.

Участники единодушно отметили стимулирующую роль данного семинара семинара в поиске новых идей и их практического воплощения.  Он делает зримыми достижения практиков, позволяет библиотекарям из разных библиотек не только познакомиться с передовым опытом, но и высветить наиболее острые проблемы и наметить пути их решения за счет объединения усилий практиков и теоретиков.

По мнению участников семинара результативность усилий школы и библиотеки, библиотекаря и учителя во многом зависит от уровня их собственной информационной культуры и компетентности в сфере технологии ее формирования. Важным условием является соответствующее учебно-методическое сопровождение процесса обучения основам информационной культуры личности и  наличие комплекса дидактических средств обучения. 

^