6 октября 2011 г. на базе Детской библиотеки им. А.М. Береснева состоялся городской научно-практический семинар «Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки: проблемы и пути их решения». В нем приняли участие 42 специалиста муниципальных библиотек города Кемерово, учебно-методического кабинета «Библиотека» КРИПКиПРО, Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества, образовательных учреждений.
В работе семинара приняли участие зав. лабораторией формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС Г.А. Стародубова (канд.пед.наук, доцент), научный сотрудник НИИ ИТ СС Е.В. Косолапова.
Открывая семинар, главный специалист Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово Надежда Анатольевна Яковлева отметила своевременность проведения семинара и значимость поднимаемых в нем вопросов. Директор Муниципального автономного учреждения культуры «Муниципальная информационно-библиотечная система» ФГБОУ ВПО Татьяна Петровна Павленко в приветственном слове к собравшимся обратила внимание на продуктивный характер содружества науки и практики, подчеркнув, что особая роль библиотек г. Кемерово в подготовке грамотных пользователей информации, обладающих высоким уровнем информационной культуры базируется на результатах научных исследований НИИ ИТ СС КемГУКИ и в первую очередь – концепции формирования информационной культуры личности, а так же комплексе учебно-методических материалов. Важно не только формулировка проблемы, осознание ее практиками, но и определение путей ее решения в реалиях современной библиотеки. В этом, по ее мнению, и заключается назначение данного семинара.
С ключевым докладом «Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки: от разработки концепции до внедрения инновационных технологий» выступила Г.А. Стародубова. По ее мнению, необходимость внедрения инновационных технологий обусловлена ростом социальной значимости повышения уровня информационной культуры личности. К условиям реализации инновационной модели формирования информационной культуры следует отнести профессиональную компетентность библиотекарей в сфере информационной культуры, наличие современной информационной и телекоммуникационной базы для их деятельности, а так же владение специалистами библиотечно-информационной сферы педагогическими технологиями. Библиотека располагает и соответствующими информационными ресурсами, и подготовленными кадрами, готовыми и способными это делать на уровне современных требований, а так же определенным опытом в сфере подготовки грамотных пользователей информации.
Наглядным свидетельством этого являются результаты второго областного конкурса «Библиотека как центр формирования информационной культуры личности», организованный НИИ ИТ СС в октябре – декабре 2010 г., в котором приняли участие 67 специалистов, 56 из них – представители разных типов и видов библиотек Кузбасса.
Показательным является не только количественный рост участников конкурса, но и расширение тематики уроков и ассортимента используемых форм, методов и средств, а так же расширение категорий обучаемых (от дошкольников до пенсионеров). Библиотекари активно используют современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии, разрабатывают и успешно реализуют оригинальные авторские методики и проекты в области информационной культуры личности.
В сообщениях участников семинара были затронуты различные аспекты деятельности современной библиотеки. Так, опыт работы библиотеки по обучению младших школьников был представлен в сообщении Н.Ф. Киселевой. (главный библиотекарь детской библиотеки им. А.М. Береснева). Эта работа ведется по четырем адаптированным программам для младших школьников на основе типовой программы «Основы информационной культуры личности», разработанной сотрудниками НИИ ИТ СС:
- «Веселая школа книжных премудростей»(библиотека им. А. М. Береснева)
- «Откроем библиотеку для детей»(«Сибирячок»)
- «Путешествие по Информпланете»(«Калейдоскоп»)
- «Путешествие по Компьютерной стране»(«Книжная радуга»)
Используются как традиционные формы (урок-беседа, урок-творчество), так и игровые, соревновательные, которые так привлекательны для младшего возраста (турниры, викторины, литературные игры и т.д.)
Библиотека им. А.М. Береснева выявляет и распространяет лучший опыт специалистов по работе с младшими школьниками. В 2008 году сотрудники библиотеки подготовили электронное информационное издание «Грани информационной культуры», в которое вошли тексты 16 библиотечных уроков, 14 электронных презентаций, 14 проверочных тестов («Система Quick Exam»).
В сообщении Т.Г. Даниловой, зав. отделом электронных ресурсов Детской библиотеки им. А.М. Береснева речь шла об использовании в работе с подростками клубных форм – в библиотеке с 2007 года существует компьютерный клуб «Информзнайка», в котором подростки от 11 до 15 лет постигают азы компьютерной грамотности. Сотрудники библиотеки семейного чтения «Ладушки» успешно работают с дошкольниками. Здесь не один год действует «академия дошкольных наук».
Библиотекарь читального зала библиотеки семейного чтения «Ладушки» Г.А. Баранова представила присутствующим опыт работы библиотеки с дошкольниками, через деятельность Академии дошкольных наук и проект «Папа, мама, дети – все в интернете: виртуальные каникулы». Реализация проекта предусматривает формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста, их родителей представления о детских ресурсах Интернета, и освоение правил самостоятельного безопасного использования сети Интернет. Применению креативного подхода в формировании информационной культуры пользователей детской библиотеки было посвящено выступление Е.В. Роот, зав. библиотекой «Каллейдоскоп», где используются оригинальные авторские проекты и методики, популярные среди разных возрастных групп читателей.
Опыту работы областной библиотеки для детей и юношества по подготовке независимых пользователей информации юношеского возраста посвящено выступление зав. отделом справочно-библиографического обслуживания Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества С.С. Ткаченко.
Сообщение зав. Библиотекой на Весенней С.В. Поздняковой «Университет «Третий возраст» было посвящено деятельности школы компьютерной грамотности для старшего поколения, которая существует в библиотеке с 2009 года. Средний возраст обучающихся 60-70 лет. За все время существования школы около 80 человек успешно освоили компьютерную грамотность, посещая занятия по программе курса «Учимся работать на персональном компьютере». Особенность работы библиотеки – в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся.
Цель школы - преодоление негативных признаков старения, противодействие процессу старения через общение и участие в занятиях по освоению работы на персональном компьютере.
Девиз школы: «Используй свои возможности, тренируйся, учись понимать новый мир, чтобы участвовать в современной жизни». Возраст – это состояние души и зависит от характера, а стремление учиться и развивать свои способности остается у человека всю жизнь. Информационные технологии должны и могут улучшить качества жизни пожилых людей.
Выступление Е.Н. Филипповой, библиотекаря МОУ «СОШ №40» было посвящено опыту работы по формированию и развитию информационной культуры обучающихся подросткового возраста в условиях школьной библиотеки.
В сообщении О.Н. Жук, методиста учебно-методического кабинета «Библиотека» КРИПКиПРО речь шла о необходимости повышения уровня информационной культуры работников сферы образования, что обусловлено введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Эффективно формировать информационную культуру работников образования в режиме дистанционного обучения позволяют информационно-коммуникационные технологии. В этом убеждают материалы эксперимента по использованию дистанционных технологий в обучении педагогов Кузбасса, который реализуется в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Наглядной иллюстрацией многогранной деятельности библиотек г. Кемерово стали материалы выставки – тексты адаптированных и авторских программ по формированию информационной культуры различных возрастных групп обучающихся, тексты уроков, методические и дидактические материалы, электронные компакт-диски с презентациями.
В рубрике «Говорят победители II Областного конкурса «Библиотека как центр формирования информационной культуры личности» было представлено 2 мастер-класса:
1. С.В. Якушевой, гл. библиотекаря библиотеки «Читай-город» «И это все компьютер»
2. Г.А. Барановой, ведущего библиотекаря библиотеки семейного чтения «Ладушки» «Обучение с увлечением».
В ходе круглого стола «Что делает, что может делать и что должна делать библиотека города: проблемы и пути их решения» обсуждались вопросы системного подхода к формированию информационной культуры личности в новых реалиях библиотек, использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, проблемы разработки и использования адаптированных программ.