21 апреля 2011 года на базе Губернаторской специальной общеобразовательной школы (Кемеровский район, Топкинская роща) состоялась информационно-просветительская акция под девизом «Формируя информационную культуру – формируем наше будущее».

В акции приняли участие студенты 4 курса Кемеровского государственного университета культуры и искусств (специальность «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»), под руководством зав. лаборатории формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС, к.п.н., доцента Г.А. Стародубовой.

Проведение подобного рода акций для воспитанников детских домов, специализированных школ и интернатов с участием студентов КемГУКИ стало доброй традицией. Проводились они как правило 1 июня - в день защиты детей. Отличительная особенность этой акции заключается в том, что впервые студенты выезжали для проведения комплекса уроков по курсу «Основы информационной культуры личности» в одном классе школы – среди учащихся 9 класса. Этой поездке предшествовала в марте 2011 г. встреча студентов с педагогическим коллективом школы и учащимися 9 класса. Студенты посетили 2 занятия в этой возрастной группе – по истории и географии, познакомились с библиотекой и библиотекарем школы. Была определена дата второй встречи, которая и состоялась 21 апреля 2011 года.

В течение учебного года на занятиях по курсу «Методика преподавания информационной культуры» (руководитель курса - доцент Г.А. Стародубова) студентами были разработаны на базе типовой программы «Основы информационной культуры личности» библиотечные уроки для учащихся 9 класса.

Сквозной идеей, проходящей через все уроки стала мысль, что комфортное существование в современной информационно-образовательной среде, раскрытие потенциала, устойчивое развитие и повышение качества жизни девятиклассников в настоящем и будущем во многом определяется уровнем их информационной культуры. Для современного школьника характерен ранний переход к самообразованию. Одной и важных задач, стоящих сегодня перед общеобразовательной школой является такой уровень информационной подготовки школьников, который обеспечит умение проводить самостоятельный поиск информации, ее отбор и переработку, создавать качественные информационные продукты и продуктивно использовать полученные специальные информационные знания и умения в учебно-познавательной, самообразовательной, досуговой и других видах деятельности девятиклассников.

Научить грамотно работать с информацией – значит не только открыть безграничный мир современной информационной Вселенной, сформировать устойчивый интерес к ее познанию, потребность в самостоятельном познании, применении полученных информационных знаний и умений на практике.

Информационная культура личности может выступать мощным фактором социализации личности обучающихся 9 класса, позволит им приобрести личностный опыт жизнедеятельности в современной информационно-коммуникационной среде, апробировать информационные знания и умения на основе ценностных информационных ориентаций.

Общение на уроке с обучающимися 9 класса – это не только образовательный процесс, направленный на сообщение новых информационных знаний, базирующийся на психофизиологических особенностях возраста, но и способность чувствовать, понимать внутренний индивидуальный мир каждой ученицы. Этому способствовала и диалоговая форма общения на каждом занятии, используемые студентами приемы.

В течение дня были проведены 4 урока:

Урок 1. «Информационная Вселенная или мы в мире информации» (урок провели Карташова Софья, Савиных Сергей).

Урок 2. «Информационные ориентиры или что нужно знать, чтобы самостоятельно осуществить поиск информации» (урок провели Рудакова Татьяна, Денисенко Денис).

Урок 3. «Информационные ресурсы: способы переработки информационных ресурсов» (урок провели Яковлева Татьяна, Ромазанова Ксения).

Урок 4. «Реферат на «5» (урок провели Сироткина Екатерина, Пилигузова Ольга).

На каждом занятии использовался комплект дидактических материалов, которые и в будущем будут полезны девятиклассницам. Завершалось занятие вручением небольших символических подарочков с любовью подготовленных студентами (новинки журналов для девочек, блокноты, набор ручек и маркеров).

Важным фактором в успешном проведении занятий стало техническое оснащение школы. Студентов поразило наличие двух компьютерных классов, оснащенных современными моделями компьютеров фирмы Apple с выходом в Интернет, мультимедийных проекторов и интерактивной доски. Это позволило на каждом уроке подкреплять изложение учебного материала грамотно подготовленной мультимедийной презентацией, выполнять задания с использованием интерактивной доски.

Администрация и педагогический коллектив специальной общеобразовательной школы высоко оценили инициативу проведения акции. Завуч И.В. Паршина, учитель истории А.М. Лебедев, учитель географии С.А. Звонкова, учитель математики и ОИТ И.В. Седнева, библиотекарь Л.И. Ломакина поблагодарили студентов и доцента Г.А. Стародубову за проведение акции, отметили уровень теоретической подготовки студентов и высокое качество проведенных ими уроков.

Общение на уроках продолжалось в неформальной обстановке в перерывах между занятиями и за чашкой чая с тортом в столовой школы. Оживленный заинтересованный разговор шел о темах, затронутых на уроках, о возникших вопросах, о планах на будущее, с которыми воспитанницы поделились с новыми друзьями, о жизни школы и о вузе, который представляли студенты.

Свои ощущения выразила одна из школьниц: «Сегодня был день Радости». Все присутствующие (и хозяева и гости) были с ней солидарны. Студенты отметили не только дружелюбие девятиклассниц, их открытость и коммуникабельность, но и высокий уровень общеобразовательной подготовки, в первую очередь по использованию современных средств обучения (владение персональным компьютером, интерактивной доской).

Завершилась встреча по традиции фотографированием участников акции на ступеньках школы.

Организаторы и исполнители акции благодарят тех, кто оказал содействие в поездке: заведующую кафедрой ТДК Л.Г. Тараненко, директора Института информационных и библиотечных технологий О.И. Алдохину, проректора по АХР КемГУКИ А.А. Попова и водителя микроавтобуса Олега.

^