С 21 марта по 25 апреля 2011г. на базе НИИ ИТ СС проходили занятия «Школы информационной культуры личности для аспирантов и соискателей». Занятия проводила доктор педагогических наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО по вопросам медиа и информационной грамотности, заслуженный деятель науки РФ Наталья Ивановна Гендина.

На занятиях по информационной культуре аспирантам и соискателям были предложены:

• алгоритмы успешного самостоятельного поиска информации по теме диссертации, как в условиях крупной научной библиотеки, так и Интернет;

• оригинальные формализованные методики обработки информации;

• приемы и способы критического анализа научных текстов;

• технологии подготовки научно-аналитического обзора, научной статьи, доклада (выступления), а также электронной презентации.

Работа «Школы» завершилась проведением круглого стола «Информационная культура начинающего исследователя в век Интернета: проблемы, порожденные парадоксом избытка и дефицита информации». В работе круглого стола приняли участие аспиранты и соискатели, а также их научные руководители: ректор КемГУКИ, д.п.н., профессор Е.Л. Кудрина, проректор по учебной работе д.п.н., профессор И.С. Пилко, проректор по творческой и международной деятельности, д.п.н., профессор В.Д. Пономарев, проректор по научной и инновационной деятельности, канд. филолог., наук, доцент А.В. Шунков, руководитель методологического семинара для аспирантов и соискателей, доктор культурологии, профессор В.И. Марков, доктор культурологии, профессор Г.Н. Миненко, зав. кафедрой ТДК, к.п.н., доцент Л.Г. Тараненко, зав. научно-исследовательской Лабораторией социально-психологической адаптации студентов, канд. пед. наук, доцент Е.В. Милькова, директор научной библиотеки, к.п.н. Е.И. Боброва, зав. отделом аспирантуры Е.Н. Лапинкова.

Программа круглого стола

  1. Сообщение Н.И Гендиной «Курс «Основы информационной культуры личности» для аспирантов и соискателей: содержание, цели, специфика»
  2. Курс «Основы информационной культуры личности»»: оценка аспирантов и соискателей.
  3. Открытая дискуссия по ключевым вопросам:

- дефицит каких информационных ресурсов (научных, справочных и др.) остро ощутим для начинающих исследователей, живущих в г.Кемерово?

- доступность источников информации в эпоху Интернет: миф или реальность?

- потребность в повышении уровня информационной культуры личности в век стремительно меняющихся информационно-коммуникационных технологий: точка зрения начинающих исследователей и научных руководителей;

- дефицит каких именно информационных знаний, умений и навыков вы ощущаете особенно остро?

- ваши пожелания и рекомендации по развитию информационной подготовки аспирантов и соискателей в КемГУКИ

В ходе заинтересованного обсуждения результатов работы «Школы» аспиранты и соискатели отметили следующие достоинства прослушанного курса «Основы информационной культуры личности»:

- логичность, четкая структурированность и высокая информативность курса, обеспеченная демонстрацией лекционного материала в виде мультимедийных презентаций;

- практико-ориентированная направленность содержания курса, тесная связь с диссертационными исследованиями аспирантов;

- совмещение лекционного материала с практическими заданиями во время занятия;

- возможность получения слушателями конспектов лекций и презентаций;

- творческая атмосфера занятий, способствующая свободному высказыванию своих мыслей, возможности задавать вопросы и получать на них квалифицированный и доступный ответ.

Вместе с тем аспиранты и соискатели высказали следующие пожелания:

- необходимость дифференциации курса для слушателей с разным уровнем подготовки;

- потребность в более подробном освещении таких тем как «Структурно-семантический анализ темы исследования», «Технологии подготовки научных публикаций», «Методы критического анализа текстов», «Визуализация информации в структуре научных текстов», «Табличное представление информации как способ выявления пробелов в анализируемых сведениях»;

- усиление внимания к индивидуальному разбору выполненных практических занятий.

В ходе дискуссии обозначилась тесная связь содержания курса «Основы информационной культуры личности» с содержанием курса «Методология и методика НИР». Аспиранты и соискатели особо отметили потребность в знании методология и алгоритма сбора эмпирических данных, способах характеристики экспериментальной работы и логики эксперимента.

Активное участие в работе круглого стола приняли научные руководители и руководство КемГУКИ. Так, по мнению проректора по учебной работе И.С. Пилко в вузе необходимо обеспечить преемственность таких вузовских курсов как «Основы НИР», «Основы информационной культуры личности» с послевузовской подготовкой аспирантов и соискателей. С этой целью она предложила провести «аудит» этих вузовских курсов в целях достижения единства требований на разных факультетах и кафедрах. Ректор КемГУКИ Е.Л. Кудрина подчеркнула необходимость обновления и актуализации знаний по основам информационной культуры личности для всех научных руководителей аспирантов и соискателей, особенно для начинающих. Проректор по творческой и международной деятельности В.Д. Пономарев подчеркнул важность проведения подобного встреч и научных дискуссий как важнейшего условия развития научной школы КемГУКИ. Руководитель методологического семинара В.И. Марков предложил дифференцировать курс «Основы информационной культуры» в соответствии с годом обучения аспирантов.

^