С 21 марта по 25 апреля 2011г. на базе НИИ ИТ СС проходили занятия «Школы информационной культуры личности для аспирантов и соискателей». Занятия проводила доктор педагогических наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО по вопросам медиа и информационной грамотности, заслуженный деятель науки РФ Наталья Ивановна Гендина.
На занятиях по информационной культуре аспирантам и соискателям были предложены:
• алгоритмы успешного самостоятельного поиска информации по теме диссертации, как в условиях крупной научной библиотеки, так и Интернет;
• оригинальные формализованные методики обработки информации;
• приемы и способы критического анализа научных текстов;
• технологии подготовки научно-аналитического обзора, научной статьи, доклада (выступления), а также электронной презентации.
Работа «Школы» завершилась проведением круглого стола «Информационная культура начинающего исследователя в век Интернета: проблемы, порожденные парадоксом избытка и дефицита информации». В работе круглого стола приняли участие аспиранты и соискатели, а также их научные руководители: ректор КемГУКИ, д.п.н., профессор Е.Л. Кудрина, проректор по учебной работе д.п.н., профессор И.С. Пилко, проректор по творческой и международной деятельности, д.п.н., профессор В.Д. Пономарев, проректор по научной и инновационной деятельности, канд. филолог., наук, доцент А.В. Шунков, руководитель методологического семинара для аспирантов и соискателей, доктор культурологии, профессор В.И. Марков, доктор культурологии, профессор Г.Н. Миненко, зав. кафедрой ТДК, к.п.н., доцент Л.Г. Тараненко, зав. научно-исследовательской Лабораторией социально-психологической адаптации студентов, канд. пед. наук, доцент Е.В. Милькова, директор научной библиотеки, к.п.н. Е.И. Боброва, зав. отделом аспирантуры Е.Н. Лапинкова.
Программа круглого стола
- Сообщение Н.И Гендиной «Курс «Основы информационной культуры личности» для аспирантов и соискателей: содержание, цели, специфика»
- Курс «Основы информационной культуры личности»»: оценка аспирантов и соискателей.
- Открытая дискуссия по ключевым вопросам:
- дефицит каких информационных ресурсов (научных, справочных и др.) остро ощутим для начинающих исследователей, живущих в г.Кемерово?
- доступность источников информации в эпоху Интернет: миф или реальность?
- потребность в повышении уровня информационной культуры личности в век стремительно меняющихся информационно-коммуникационных технологий: точка зрения начинающих исследователей и научных руководителей;
- дефицит каких именно информационных знаний, умений и навыков вы ощущаете особенно остро?
- ваши пожелания и рекомендации по развитию информационной подготовки аспирантов и соискателей в КемГУКИ
В ходе заинтересованного обсуждения результатов работы «Школы» аспиранты и соискатели отметили следующие достоинства прослушанного курса «Основы информационной культуры личности»:
- логичность, четкая структурированность и высокая информативность курса, обеспеченная демонстрацией лекционного материала в виде мультимедийных презентаций;
- практико-ориентированная направленность содержания курса, тесная связь с диссертационными исследованиями аспирантов;
- совмещение лекционного материала с практическими заданиями во время занятия;
- возможность получения слушателями конспектов лекций и презентаций;
- творческая атмосфера занятий, способствующая свободному высказыванию своих мыслей, возможности задавать вопросы и получать на них квалифицированный и доступный ответ.
Вместе с тем аспиранты и соискатели высказали следующие пожелания:
- необходимость дифференциации курса для слушателей с разным уровнем подготовки;
- потребность в более подробном освещении таких тем как «Структурно-семантический анализ темы исследования», «Технологии подготовки научных публикаций», «Методы критического анализа текстов», «Визуализация информации в структуре научных текстов», «Табличное представление информации как способ выявления пробелов в анализируемых сведениях»;
- усиление внимания к индивидуальному разбору выполненных практических занятий.
В ходе дискуссии обозначилась тесная связь содержания курса «Основы информационной культуры личности» с содержанием курса «Методология и методика НИР». Аспиранты и соискатели особо отметили потребность в знании методология и алгоритма сбора эмпирических данных, способах характеристики экспериментальной работы и логики эксперимента.
Активное участие в работе круглого стола приняли научные руководители и руководство КемГУКИ. Так, по мнению проректора по учебной работе И.С. Пилко в вузе необходимо обеспечить преемственность таких вузовских курсов как «Основы НИР», «Основы информационной культуры личности» с послевузовской подготовкой аспирантов и соискателей. С этой целью она предложила провести «аудит» этих вузовских курсов в целях достижения единства требований на разных факультетах и кафедрах. Ректор КемГУКИ Е.Л. Кудрина подчеркнула необходимость обновления и актуализации знаний по основам информационной культуры личности для всех научных руководителей аспирантов и соискателей, особенно для начинающих. Проректор по творческой и международной деятельности В.Д. Пономарев подчеркнул важность проведения подобного встреч и научных дискуссий как важнейшего условия развития научной школы КемГУКИ. Руководитель методологического семинара В.И. Марков предложил дифференцировать курс «Основы информационной культуры» в соответствии с годом обучения аспирантов.