Программа эксперимента
Тема эксперимента |
Формирование информационной культуры участников образовательного процесса. |
Научный консультант |
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук высшей школы, директор НИИ информационных технологий социаль- ной сферы Кемеровского государственного университета куль- туры и искусств, эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». |
Обоснование актуальности темы |
Актуальность эксперимента определяется сложностью процессов информатизации образования и важностью роли образовательных учреждений в подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях стремительного роста циркуляции потоков информации и непрерывного совершенствования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах формирующегося информационного общества. Современная ситуация в школе характеризуется наличием противоречия между возрастающими требованиями к качеству образования и недостаточной разработанностью направлений, содержания, форм, методов и средств по формированию информационной культуры участников образовательного процесса. |
Объект исследования |
Информационная культура участников образовательного процесса. |
Предмет исследования |
Процесс формирования информационной культуры участников образовательного процесса. |
Цель эксперимента |
Экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию информационной культуры участников образовательного процесса. |
Гипотеза исследования |
Для эффективности процесса формирования информационной культуры участников образовательного процесса необходимо реализовать в школе комплекс организационно-педагогических условий, а именно: - проведение целенаправленной работы по созданию, развитию и активному использованию информационно-образовательной среды муниципальных образовательных учреждений; - непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в области информационной культуры; - организация систематического освоения учащимися основ информационной культуры на всех ступенях обучения и в различных формах внеурочной деятельности; - проведение работы по просвещению родителей в вопросах формирования информационной культуры учащихся. |
Задачи эксперимента |
- изучить проблемы формирования информационной культуры личности в педагогической теории и практике; - провести анализ уровня сформированности информационной культуры участников образовательного процесса в деятельности муниципальных образовательных учреждений, участвующих в эксперименте; - определить основные направления реализации системы действий по формированию активной информационно-образовательной среды школы; - организовать и реализовать непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в области информационной культуры; - выявить наиболее результативные формы, методы и средства формирования информационной культуры учащихся; - разработать систему мер по просвещению родителей в вопросах формирования информационной культуры учащихся; - обобщить результаты эксперимента и разработать методические рекомендации по их внедрению в широкую образовательную практику. |
Методы исследования |
- анализ научной литературы и нормативных документов; - педагогическое наблюдение; - социологические методы (беседы, анкетный опрос, интервьюирование, фокус-группы); - методы оценивания (самооценка, тесты, экспертная оценка); - формирующий эксперимент (активные методы социально-психологического обучения, учебные факультативные и элективные курсы, внеурочные виды деятельности и др.); - методы математической статистики. |
Этапы эксперимента |
- этап проектирования (согласование концептуальных основ; конкретизация целей, задач, сроков, этапов и содержания экспериментальной работы; анализ ресурсов и рисков); - организационный этап (разработка сетевой структуры и механизмов ее функционирования; разработка документации, отражающей ход и результаты эксперимента; формирование экспериментальных групп; уточнение функций и планирование деятельности каждого участника эксперимента; анализ ресурсов – управленческих, интеллектуальных, методических, информационных, кадровых, материально-технических); - диагностический этап (первичное исследование состояния информационно-образовательной среды школ-участников эксперимента и их опыта в области формирования информационной культуры личности (уровень информационной компетентности педагогов, информированности родителей и сформированности информационной культуры учащихся); - практический этап (реализация комплекса организационно-педагогических условий, направленных на формирование активной информационно-образовательной среды, на развитие информационной компетентности педагогов, на формирование информационной культуры учащихся, на просвещение родителей в вопросах формирования информационной культуры учащихся; отслеживание промежуточных результатов и внесение необходимых корректив в программу эксперимента); - контрольно-диагностический этап (проведение контрольных исследований и анализ результатов экспериментальной работы); - этап обобщения и внедрения (обобщение результатов; описание комплекса организационно-педагогических условий, реализованных в ходе эксперимента; оформление и представление материалов эксперимента; разработка и публикация методических рекомендаций по внедрению факультативных и элективных курсов «Основы информационной культуры личности» на каждой ступени обучения; проведение городской итоговой научно-практической конференции). |
Сроки эксперимента |
2008 – 2011 гг. |
Условия реализации |
- наличие нормативно-правовой и научно-методологической основы эксперимента; - наличие мотивированных участников-руководителей и педагогов; - наличие консультантов по научно-методологическим, информационно-методическим и социально-психологическим вопросам; - эффективная сетевая система управления, апробированная в опыте руководителей эксперимента; - материально-техническая оснащенность эксперимента; - финансово-экономическое обеспечение эксперимента. |
Средства контроля |
- ежегодное подведение промежуточных итогов экспериментальной работы; - оценка результатов диагностических исследований с использованием метода контрольной группы; - экспертная оценка консультантов; - участие в научно-практических конференциях; - создание и развитие электронных ресурсов эксперимента; - публикации материалов эксперимента; - отчет на экспертном совете. |