Программа эксперимента

Тема эксперимента

Формирование информационной культуры участников образовательного процесса.

Научный консультант

Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук высшей школы, директор НИИ информационных технологий социаль-

ной сферы Кемеровского государственного университета куль-

туры и искусств, эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Обоснование актуальности темы

Актуальность эксперимента определяется сложностью процессов информатизации образования и важностью роли образовательных учреждений в подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях стремительного роста  циркуляции потоков информации и непрерывного совершенствования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах формирующегося информационного общества.

Современная ситуация в школе характеризуется наличием противоречия между возрастающими требованиями                          к качеству образования и недостаточной разработанностью направлений, содержания, форм, методов и средств                          по формированию информационной культуры участников образовательного процесса.

Объект исследования

Информационная культура участников образовательного процесса.

Предмет исследования

Процесс формирования информационной культуры участников образовательного процесса.

Цель  эксперимента

Экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию информационной культуры участников образовательного процесса.

Гипотеза исследования

Для эффективности процесса формирования информационной культуры участников образовательного процесса необходимо реализовать в школе комплекс организационно-педагогических условий, а именно:

- проведение целенаправленной работы по созданию, развитию и активному использованию информационно-образовательной среды муниципальных образовательных учреждений;

- непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в области информационной культуры;

- организация систематического освоения учащимися основ информационной культуры на всех ступенях обучения                          и в различных формах внеурочной деятельности;

- проведение работы по просвещению родителей в вопросах формирования информационной культуры учащихся.

Задачи эксперимента

- изучить проблемы формирования информационной культуры личности в педагогической теории и практике;

- провести анализ уровня сформированности информационной культуры участников образовательного процесса                                 в деятельности муниципальных образовательных учреждений, участвующих  в эксперименте;

- определить основные направления реализации системы действий по формированию активной информационно-образовательной среды школы;

- организовать и реализовать непрерывное повышение квалификации педагогических кадров в области информационной культуры;

- выявить наиболее результативные формы, методы и средства формирования информационной культуры учащихся;

- разработать систему мер по просвещению родителей в вопросах формирования информационной культуры учащихся;

- обобщить результаты эксперимента и разработать  методические рекомендации по их внедрению в широкую образовательную практику.

Методы исследования

- анализ научной литературы и нормативных документов;

- педагогическое наблюдение;

- социологические методы (беседы, анкетный опрос, интервьюирование, фокус-группы);

- методы оценивания (самооценка, тесты, экспертная оценка);

- формирующий эксперимент (активные методы социально-психологического обучения, учебные факультативные и элективные курсы, внеурочные виды деятельности и др.);

- методы математической статистики.

Этапы эксперимента

- этап проектирования (согласование концептуальных основ; конкретизация целей, задач, сроков, этапов и содержания экспериментальной работы; анализ ресурсов и рисков);

- организационный этап (разработка сетевой структуры и механизмов ее функционирования; разработка документации, отражающей ход и результаты эксперимента; формирование экспериментальных групп; уточнение функций и планирование деятельности каждого участника эксперимента; анализ ресурсов – управленческих, интеллектуальных, методических, информационных, кадровых, материально-технических);

- диагностический этап (первичное исследование состояния информационно-образовательной среды школ-участников эксперимента и их опыта в области формирования информационной культуры личности (уровень информационной компетентности педагогов, информированности родителей и сформированности информационной культуры учащихся);

- практический этап (реализация комплекса организационно-педагогических условий, направленных на формирование активной информационно-образовательной среды, на развитие информационной компетентности педагогов,  на формирование информационной культуры учащихся, на просвещение родителей в вопросах формирования информационной культуры учащихся; отслеживание промежуточных результатов и внесение необходимых корректив в программу эксперимента);

- контрольно-диагностический этап (проведение контрольных исследований и анализ результатов экспериментальной работы);

- этап обобщения и внедрения (обобщение результатов; описание комплекса организационно-педагогических условий, реализованных в ходе эксперимента; оформление и представление материалов эксперимента; разработка и публикация методических рекомендаций по внедрению факультативных и элективных курсов «Основы информационной культуры личности» на каждой ступени обучения; проведение городской итоговой  научно-практической конференции).

Сроки эксперимента

2008 – 2011 гг.

Условия реализации

- наличие нормативно-правовой и научно-методологической

основы эксперимента;

- наличие мотивированных участников-руководителей и

педагогов;

- наличие консультантов по научно-методологическим,

информационно-методическим и социально-психологическим

вопросам;

- эффективная сетевая система управления, апробированная в

опыте руководителей эксперимента;

- материально-техническая оснащенность эксперимента;

- финансово-экономическое обеспечение эксперимента.

Средства контроля

- ежегодное подведение промежуточных итогов

экспериментальной работы;

- оценка результатов диагностических исследований

с использованием метода контрольной группы;

- экспертная оценка консультантов;

- участие в научно-практических конференциях;

- создание и развитие электронных ресурсов эксперимента;

- публикации материалов эксперимента;

- отчет на экспертном совете.

^