Методика создания типового информационного образа учреждений культуры


1.Общие положения

Перспективы кардинального расширения на  базе  Интернет-технологий  возможностей доступа самых широких кругов пользователей к ресурсам  учреждений культуры независимо от местонахождения ресурса и времени обращения к нему определили  развитие сайтостроения как массовой инновационной деятельности. Однако эффективное представительство в Интернет может быть обеспечено только при условии обеспечения требуемого  качества web-сайтов. К сожалению, большинство современных сайтов не могут быть отнесены к числу высококачественных. В особой мере проблемы сайтостроения ассоциируются с качеством контента web-сайтов. К типичным недостаткам  контента могут быть отнесены:  нарушение общей логики формирования его структуры; избыточность либо, наоборот, неполнота представленных данных; разнородность, неструктурированность представленной информации.

В настоящее время  в практике сайтостроения бытует иллюзорное представление о простоте и легкости создания сайта. Отражением его в среде не только заказчиков, но и разработчиков сайтов   являются широко распространенные мифы  о том, что создать сайт может любой, что сайт можно создать за пять минут, что заказчику сайта не стоит обременять себя разработкой технического задания, что для создания сайта не нужна команда  специалистов, что создание сайта не подчиняется законам  технологии, что дизайн – главный критерий оценки сайта, что некоммерческие сайты не нуждаются в обеспечении эффективности и т.д.). В действительности разработка web-сайта требует последовательного выполнения широкого комплекса работ, определяемых  тремя типовыми стадиями создания любого другого информационного продукта: предпроектной, проектной, послепроектной. При этом  качество контента web-сайта должно  формироваться на каждой из этих стадий.

В особой мере качество контента разрабатываемого web-сайта формируется на предпроектной стадии, заканчивающейся разработкой технического задания – основного документа, в соответствии с которым осуществляется логическое и физическое проектирование web-сайта, а также  его послепроектная реализация. Именно на этой стадии  определяются цели и задачи web-сайта;  формулируются требования к структуре и составу его контента,  функциональным характеристикам,  дизайну.  Базой для разработки технического задания являются результаты предпроектного обследования соответствующей предметной области. Наряду с выявлением потребности в создании сайта и  установлением состава категорий  его потенциальных пользователей в ходе предпроектного обследования должна быть создана объективная характеристика учреждения культуры, обеспечивающая целостное представление о нем как об объекте сайтостроения, то есть его информационный образ.

Информационный образ - это максимально полный, упорядоченный с использованием фасетного и\или иерархического принципов, перечень характеристик (атрибутов и аспектов), которые дают целостное представление о конкретном учреждении (организации)  -  объекте сайтостроения и позволяют моделировать контент его сайта в зависимости от реализуемых им общих и специфических функций. Именно на основе информационного образа как заказчиком, так и разработчиком web-сайта могут быть приняты мотивированные решения о включении тех или иных рубрик и подрубрик в структуру web-сайта, определен характер взаимосвязей между ними, а также количестве уровней вложения.

Технологии создания информационного образа объекта сайтостроения, как и технология разработки контента  сайтов в целом,    весьма трудоемка  и требует привлечения к этой деятельности специально подготовленных кадров, обладающих глубокими знаниями в области   лингвистического обеспечения  и  навыками подготовки сетевых текстов. В этой связи возникает опасность, что предлагаемый подход может остаться лишь предметом теоретического рассмотрения и не получить своей  практической реализации. Важным шагом на пути к реальному воплощению идей научно-обоснованного  технологического подхода к проектированию контента web-сайта на практике, на наш взгляд, может стать создание типовых информационных образов учреждений культуры как объектов сайтостроения, способных стать  надежными инструментами сайтостроителей.

Типовой информационный образ  учреждений культуры определенного типа - это   информационный образ, дающий полное и целостное представление обо всей совокупности объектов, объединенных данным типом (библиотеки, музеи, театры, кинотеатры и т.п.) и  гостеприимный к каждому конкретному объекту данного типа.  Типовой информационный образ представляет собой  семантическую модель,  образец,   единый план  построения  однородного класса объектов (однотипных учреждений культуры),  обладающих общими  существенными признаками. В типовом информационном образе должен получить отражение  такой исчерпывающий  и достаточный перечень сущностных характеристик   того ли иного типа  учреждения культуры,  при  котором  «улавливались»  бы  все типичные признаки конкретных объектов сайтостроения.  Исходя из того, что типология как метод научного познания  опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надёжных способов их идентификации, понимание объекта как системы,  важное место при построении типового информационного образа имеет вычленение  системообразующих связей, построение представлений  о структур­ных уровнях объекта. Иными словами, речь идет о важнейших требованиях  к типовому информационному образу объекта сайтостроения -   полноте   и целостности  отражения объекта сайтостроения, в качестве  которого выступает определенный тип учреждения культуры: театр, библиотека, музей и т.п. Семантическая формула типового информационного образа учреждений культуры, как и информационного образа отдельного учреждения культуры, может быть представлена в виде логического выражения:

«ЧТО ?» + «ГДЕ ?» + «КОГДА ?»+ « КАК ?» + « КОМУ ?».

Обеспечение полноты и целостности типового информационного образа объекта сайтостроения требует комплексного использования  различных  подходов к  его  созданию, позволяющего разработчику контента  web-сайта     выявить  как типовые характеристики объекта сайтостроения, присущие любому учреждению культуры данного типа (музеи, театры, библиотеки и т.п.), так и его специфические особенности, определяемые его видом и профилем.  Среди научных подходов,   используемых в информационной деятельности, определяющее значение при разработке типового информационного образа web-сайта     имеют:  классификационный, структурно-функциональный, технологический,  исторический, деятельностный, статистический.   Полученный с использованием названного комплекса подходов  перечень параметров (состав базовой лексики), характеризующей определенный тип объектов сайтостроения (музеи, библиотеки,  театры) как основы построения типового информационного образа учреждения культуры, может быть проиллюстрирован приведенными ниже сведениями.

Наличие  в распоряжении разработчика контента web-сайта типовых информационных образов учреждений культуры позволит ему без особых трудозатрат сконструировать полноценный информационный образ любого конкретного учреждения культуры,  учитывающий все его специфические  особенности. В дальнейшем это позволит ему принять всесторонне обоснованные решения о структуре контента web-сайта.

2.Этапы    построения типового информационного образа

1. Выявление   лексики, отражающей  учреждение культуры определенного типа   в  комплексе источников.

2. Семантическая обработка массива выявленных лексических единиц

3. Интеграция лексики характеризующей    учреждения культуры определенного типа  в различных источниках информации

Технология построения информационного образа объекта сайтостроения в обобщенном виде представлена в таблице

Этапы создания информационного образа объекта сайтостроения

Наименование этапа и подэтапа

Результат

Источники

1. Выявление   лексики, отражающей учреждения культуры определенного типа   в  комплексе источников

1.1. Выявление лексики, характеризующей    учреждения культуры определенного типа  в ИПЯ

Перечень лексических единиц,  характеризующих, учреждения культуры определенного типа  в ИПЯ

- классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ДКД, ГРНТИ, классификаторы ТЭиСИ);

-дескрипторные ИПЯ (дескрипторные словари, информационно-поисковые тезаурусы)

1.2.  Выявление лексики, характеризующей учреждения культуры определенного типа  отраслевых нормативных документах

Перечень лексических единиц,  характеризующих, учреждения культуры определенного типа  в отраслевых нормативных документах

-отраслевые нормативные документы (см. Интернет-сайты соответствующих министерств),  например, «Паспорт культурной жизни региона», разработанный  ГИВЦ МК РФ для учреждений социально-культурной сферы

1.3. Выявление лексики, характеризующей  учреждения культуры определенного типа  в методических рекомендациях Интернет- энциклопедий

Перечень лексических единиц,  характеризующих, учреждения культуры определенного типа  в методических рекомендациях Интернет-энциклопедий типа  открытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубрикон», свободной энциклопедии «Википедия» и т. п.

- методические рекомендации открытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубрикон»    (www.rubricon.ru)

- правила и рекомендации свободной энциклопедии «Википедия»  (http://ru.wikipedia.org/wiki)

2. Семантическая обработка массива выявленных лексических единиц

2.1.Фасетизация  лексики

Фасеты, содержащие массив лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа

Исходный массив лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа  в различных источниках

2.2.Нормализация лексики

Нормализованный перечень лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа

Разделенный на фасеты массив лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа

2.3.Систематизация лексики

Систематизированный  перечень лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа

Нормализованный массив лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа

3. Интеграция лексики, характеризующей    учреждения культуры определенного типа  в различных источниках информации

3.1.Составление обобщенной характеристики учреждений культуры определенного типа

Обобщенные  иерархические схемы    лексики, характеризующей учреждения культуры определенного типа

Систематизированный  массив лексических единиц, характеризующих      учреждения культуры определенного типа

3.2.Оформление информационного образа  учреждений культуры определенного типа

Информационный образ   учреждений культуры определенного типа с  методическими рекомендациями по его использованию в процессе создания информационного образа конкретного учреждения культуры и  списком использованной литературы

Обобщенные  иерархические схемы    лексики, характеризующей учреждения культуры определенного типа

^