Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности вузовских преподавателей и исследователей
Тема 4.1. Технология подготовки программы научного исследования
Понятие программы научного исследования. Состав компонентов программы научного исследования: проблема исследования; объект и предмет исследования; цель и задачи; научная гипотеза; методы сбора и обработки информации; рабочий план исследования.
Программа научного исследования как основа работы над диссертацией. Специфика объектов и предметов исследования, методов сбора и обработки информации в сфере культуры и искусства.
Технология подготовки программы научного исследования: структурно-семантический анализ темы исследования; поиск и составление списка документов по теме исследования; изучение документов по теме исследования; анализ и синтез отобранной информации; выбор объекта и предмета исследования; определение цели и задач; выдвижение научной гипотезы; описание методов сбора и обработки информации; составление рабочего плана исследования; оформление программы исследования. Требования к содержанию и оформлению программы научного исследования.
Тема 4.2. Технология подготовки тезисов как научной публикации
Многозначность понятия «тезисы»: как вторичный текст и вид краткого изложения первоисточника (вторичные тезисы); совокупность положений, истинность которых требуется доказать; жанр научной публикации – первичный научный текст к предстоящему выступлению (оригинальные тезисы).
Отличительные черты тезисов как жанра научной публикации: высокий уровень обобщения информации, отсутствие развернутой системы доказательств, примеров и иллюстраций; лаконичность.
Основные требования, предъявляемые к тезисам как жанру научной публикации: информативность, ясность и четкость, строгая логическая последовательность, отсутствие логических противоречий в составе тезисов, отсутствие тавтологии (повтора); соразмерность тезисов; лаконичность; соответствие тематике конференции, семинара или сборника, для которого представляются тезисы.
Типовой состав аспектов в структуре тезисов: актуальность проблемы; степень изученности проблемы; цель исследования; предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения; особенность, новизна предмета рассмотрения или предлагаемого варианта решения; преимущества предлагаемого варианта решения; результаты; выводы; рекомендации, область применения полученных результатов. Специфические аспекты содержания тезисов в сфере гуманитарного знания.
Состав и характеристика важнейших технологических процессов и операций подготовки тезисов как научной публикации: структурно-семантический анализ темы; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; определение состава аспектов содержания в структуре тезисов, формулирование тезисов, подготовка и редактирование текста. Правила оформления тезисов.
Особенности подготовки тезисов как научной публикации в сфере культуры и искусства.
Тема 4.3. Технология подготовки научной статьи
Научная статья как результат научно-исследовательской работы. Требования, предъявляемые к научным статьям: достоверность, аргументированность информации; строгая логичность и последовательность изложения; целостность и завершенность.
Композиция научной статьи и основные способы изложения материала (описание, повествование, рассуждение, доказательство).
Основные жанры научных статей: постановочные (проблемные, дискуссионные), теоретические, экспериментальные, методические, об опыте работы, содержащие информацию о фактах и др.
Структура статьи как научного документа: введение, основная часть, заключение. Типичный состав аспектов содержания научной статьи: актуальность и степень изученности проблемы; цель и задачи исследования; предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения, его особенности и новизна; место и время проведения исследования; методы исследования; примеры; наглядное представление информации; преимущества предлагаемого варианта решения; результаты, выводы, рекомендации; область применения полученных результатов.
Отличия в составе аспектов содержания статей различных жанров.
Состав и характеристика важнейших технологических процессов и операций на подготовительном, основном и заключительном этапах подготовки научной статьи.
Технология подготовки научной статьи: определение темы (заглавия), жанра, структурно-семантический анализ темы статьи; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; выбор состава аспектов содержания в зависимости от жанра статьи; подготовка и редактирование текста; поверка адекватности заглавия жанру и содержанию статьи. Правила оформления научных статей.
Тема 4. 4. Технология подготовки выступления, доклада
Выступление и доклад как типичные виды публичной речи. Особенности публичной речи, ее отличие от речи письменной.
Выступление и его свойства: актуальность тематики, выражение позиции выступающего, оригинальность формы, эмоциональность, выразительность.
Виды выступлений: подготовленные заранее (речь, публичное заявление, выступление на семинаре, конференции, в дискуссии, на читательских конференциях, литературных вечерах и т. п.) и экспромты (на диспутах, на собраниях и т. д.).
Доклад и его свойства: наличие большого объема информации, аргументированной и иллюстрированной серией примеров. Отличие доклада от выступления по основательности информации и времени исполнения.
Зависимость состава аспектов содержания в структуре доклада, выступления от специфики слушателей (возраст, уровень профессиональной компетентности и др.), цели и характера мероприятия, личностной целевой установки докладчика.
Технология подготовки доклада и выступления, подготовленного заранее: выбор темы доклада, определение цели, оценка состава слушателей; структурно-семантический анализ темы; поиск информации по теме, отбор теоретического, фактического и практического материала, определение принципов построения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста.
Специфические особенности технологии подготовки выступления и доклада как устной публичной речи.
Мультимедийная презентация в составе выступления и доклада.
4.5. Технология подготовки презентации
Многозначность понятия «презентация». Электронная презентация как способ представления материалов научного доклада, выступления, лекции и т. п. Требования к электронной презентации. Достоинства электронных презентаций как формы представления учебной и научной информации. Проблемы визуализации информации при подготовке электронной презентации. Соотношение текста, изображения, звуковой информации в структуре электронной презентации. Специфика экранного представления текстовой информации.
Технология подготовки электронной презентации: 1) планирование презентации (выбор темы; определение аудитории; определение цели); 2) подготовка содержания презентации (структурно-семантический анализ темы презентации; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; составление плана презентации на основе имеющихся источников; написание исходного текста для презентации; разделение исходного текста на порции – по кадрам (экранам, слайдам), определение их последовательности; определение состава каждого кадра (экрана, слайда), включая изображения: рисунок, фото, таблица, диаграмма, схема; тексты: заголовок слайда, перечень вопросов, дефиниция, тезис, лозунг (слоган) и т. п.;. определение содержания устного комментария к каждому слайду; 3) техническая реализация презентации (использование возможностей программы Power Point (или иной программы) для подготовки мультимедийной презентации; использование мультимедийных эффектов; 4) выбор дизайна презентации; 5) репетиция презентации (проверка синхронности устного текста и демонстрируемых слайдов; обеспечение соответствия объема презентации отведенному на нее времени, проверка соответствия презентации требованиям устного публичного выступления).
Место электронной презентации в учебном процессе и представлении результатов научно-исследовательской деятельности.
Тема 4.6. Технология подготовки диссертации
Диссертация как квалификационная научно-исследовательская работа. «Положение о порядке присуждения ученых степеней» как основной нормативный документ, регламентирующий критерии, которым должны отвечать диссертации, требования к их представлению и защите.
Основные типологические характеристики кандидатской диссертации как особого вида научного документа и квалификационной работы: единоличность подготовки, новизна, аргументированность, социальная значимость, практическое и теоретическое значение; публичная защита; публикация результатов исследования.
Особенности языка и стиля диссертаций: высокая степень абстрагирования, аргументированность суждений и точность приводимых данных.
Атрибуты диссертации как квалификационной работы: актуальность исследования, изученность проблемы, цель, задачи исследования, объект и предмет исследования, рабочая гипотеза, методология и методы исследования, экспериментальная база исследования (факультативно), научная новизна, теоретическая значимость, практическая значимость, положения, выносимые на защиту.
Состав и характеристика важнейших технологических процессов и операций подготовки диссертации: структурно-семантический анализ темы; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; составление плана; сбор и обработка эмпирической информации; подготовка и редактирование текста.
Количество использованных источников информации, методов исследования, объем самостоятельно полученного эмпирического материала, уровень аналитичности и степени обобщения данных как важнейшие показатели научного творчества диссертанта.
Требования к оформлению диссертации и автореферату диссертации.
Тема 4.7. Технология подготовки отзыва
Отзыв как разновидность аналитического вторичного текста. Личностное эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, увиденному, услышанному как обязательный элемент отзыва. Рассуждение как ведущий тип речи, используемый при подготовке отзыва. Необходимость профессиональных знаний в области литературоведения, различных видов искусства, кинематографии и т. п. как условие квалифицированной подготовки отзыва на книгу, спектакль, кинофильм и др.
Виды отзывов: по форме реализации (устные и письменные); по объекту анализа и оценки (отзывы на книги, кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи, выставки и т. п.); по области применения (отзывы в образовательной и научно-исследовательской деятельности).
Структура отзыва: информационная и оценочная части.
Особенности отзывов в учебной и научно-исследовательской деятельности. Состав аспектов содержания в структуре отзывов на курсовые и дипломные работы: объект анализа (вид работы, тема, сведения об авторе, структуре, объеме); актуальность темы, общая характеристика содержания, достоинства и недостатки, общая оценка, оценка вклада автора; выводы и рекомендации.
Состав аспектов содержания в структуре отзывов на диссертации: объект анализа (вид работы, тема, сведения об авторе, структуре, объеме); актуальность темы; степень обоснованности, достоверность и новизна научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации; соответствие диссертации и автореферата требованиям «Положения о порядке присуждения ученых степеней»; подтверждение личного вклада соискателя в разработку научной проблемы, репрезентативности эмпирического материала; оценка содержания диссертации по критерию завершенности и отражения в публикациях автора.
Общая технология подготовки отзыва: изучение объекта анализа (чтение, просмотр, прослушивание и т. п.); поиск, отбор и систематизация данных, посвященных данному типу объектов анализа; составление плана отзыва; формулирование суждений, раскрывающих отношение автора отзыва к прочитанному, увиденному, услышанному; подготовка текста отзыва; редактирование и оформление отзыва.
Особенности технологии подготовки отзывов на произведения в сфере культуры и искусства. Специфика состава аспектов содержания в структуре отзывов на книги, кинофильмы, спектакли, музейные экспозиции и т. п.
Тема 4.8. Технология подготовки рецензии
Рецензия как разновидность аналитического вторичного текста. Оперативность и оценочность – важнейшие свойства рецензии как жанра научного и публицистического стилей речи.
Многообразие объектов рецензирования и областей применения рецензии: литературная, театральная, музыкальная и т. п. критика; публицистика; издательское дело и книговедение. Роль профессиональной подготовки рецензента: наличие знаний по данной предметной области; мониторинг рецензий в избранной области знаний с помощью ежемесячного государственного библиографический указателя РКП «Летопись рецензий» и других профессиональных изданий.
Отзывы и рецензии: сходство и различия. Выражение личного мнения как атрибут отзыва, детальный анализ как основа выражения личного мнения – атрибут рецензии.
Структура рецензии: информационная и оценочная части.
Состав основных аспектов содержания в структуре рецензии: объект анализа (вид работы, тема, сведения об авторе, структуре, объеме); актуальность темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения; развернутый последовательный анализ и комментарий его частей с указанием достоинств и недостатков, общая оценка рецензируемого произведения; оценка вклада автора (творческого коллектива); выводы и рекомендации.
Общая технология подготовки рецензии: изучение объекта анализа (чтение, просмотр, прослушивание и т. п.); поиск, отбор и систематизация данных, посвященных данному типу объектов анализа; составление плана рецензии; развернутая интерпретация и оценка объекта анализа; формулирование совокупности суждений, раскрывающих позицию автора рецензии относительно прочитанного, увиденного, услышанного; подготовка текста, редактирование и оформление рецензии.
Особенности технологии подготовки рецензий на произведения в сфере культуры и искусства. Специфика состава аспектов содержания в структуре рецензий на книги, кинофильмы, спектакли, телепрограммы и т. п.
Особенности рецензирования произведений в сфере культуры и искусства.
Тема 4.9. Технология подготовки учебной программы
Учебная программа как нормативный документ: назначение, функции. Требования, предъявляемые к учебным программам.
Структура учебной программы: обложка, титульный лист и обложка титульного листа, введение, тематический план, содержание курса, список литературы, перечень ключевых слов.
Определение совокупности знаний и умений по учебной дисциплине как основа построения учебной программы.
Состав «Введения» в структуре учебной программы. Тематический план как обобщенное представление о структуре и последовательности изучения учебной дисциплины, распределении учебных часов в зависимости от вида занятий. Текст учебной программы как логически упорядоченная последовательность разделов, тем и подтем учебной дисциплины. Структурирование учебной программы. Требования к списку рекомендуемой литературы. Правила выделения ключевых слов и оформления «Перечня ключевых слов».
Состав и характеристика важнейших технологических процессов и операций подготовки учебной программы: структурно-семантический анализ темы; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; систематизация и группировка материала; составление тематического плана; определение состава дидактических единиц каждой темы курса; подготовка целостного текста программы; редактирование и оформление текста.
Требования к представлению содержания и оформлению учебной программы.
Стандарт вуза на учебные программы как технологическая основа их разработки.
Тема 4.10. Технология подготовки лекций и конспектов лекций
Тексты лекций: назначение, функции. Требования, предъявляемые к текстам лекций. Структура текста отдельной лекции: заголовочная (тема и план лекции, список литературы) и основная часть (собственно текст лекции).
Определение понятия «курс лекций» как систематического изложения содержания учебной дисциплины (раздела).
Определение понятия «конспект лекции». Элементы конспектов лекций: обложка, титульный лист, оглавление, введение, конспекты отдельных лекций, заключение, список литературы. Структура конспекта отдельной лекции: заголовочная и основная часть (собственно конспект лекции).
Состав и характеристика важнейших технологических процессов и операций подготовки текста лекции: структурно-семантический анализ темы; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; составление плана; систематизация и группировка материала в соответствии с планом; подготовка и редактирование текста лекции.
Специфические особенности технологии подготовки текстов отдельных лекций, курсов лекций и конспектов лекций.
Требования к оформлению отдельных лекций, курсов лекций и конспектов лекций.
Стандарт вуза на лекции и конспекты лекций как технологическая основа их разработки.
Тема 4.11. Технология подготовки описаний лабораторных и семинарских занятий
Структура описания отдельной лабораторной работы. Сборник описаний лабораторных (практических) работ как методическое руководство самостоятельной, творческой деятельностью студентов, направленной на приобретение навыков практической работы. Требования, предъявляемые к сборнику описаний лабораторных (практических) работ. Структура сборника описаний лабораторных (практических) работ.
Структура описания отдельного семинарского занятия. Сборник планов семинарских занятий как методическое руководство самостоятельной работой студентов по усвоению и закреплению наиболее сложных тем изучаемой учебной дисциплины. Требования, предъявляемые к плану семинарских занятий. Структура сборника планов семинарских занятий.
Состав и характеристика важнейших технологических процессов и операций при подготовке описаний лабораторных работ, планов семинарских занятий: структурно-семантический анализ темы; поиск и аналитико-синтетическая переработка источников информации; составление плана; систематизация и группировка материала в соответствии с планом; подготовка и редактирование текста описания.
Специфические особенности технологии подготовки описаний лабораторных работ, планов семинарских занятий.
Требования к оформлению описаний лабораторных работ, планов семинарских занятий.
Стандарт вуза на описания лабораторных работ, планы семинарских занятий как технологическая основа их разработки.