Содержание курса "Основы информационной культуры"
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Тема 1.1. Введение. Информатизация общества и информационная культура
Предмет, цели и задачи курса "Основы информационной культуры". Место курса в системе культурологического образования, его взаимосвязь с общенаучными дисциплинами и курсами, формирующими профессиональную компетентность выпускника вуза искусств и культуры. Объем, структура, отличительные особенности курса. Роль самостоятельной работы при изучении "Основ информационной культуры". Рекомендуемая литература.
"Информационный взрыв" и "информационный кризис": причины и следствия. Представление об информационных ресурсах, их видах и назначении.
Информатизация как сложный социотехнический и социокультурный процесс перехода к информационному обществу. Критерии информационного общества. Возрастание роли образования, знаний, информации в информационном обществе. Взаимосвязь информатизации общества и информацион-ной культуры. Гуманитарные аспекты информатизации.
Сущность понятия "информационная культура". Информационная культура личности, общества. Соотношение информационной культуры и культуры интеллектуальной, эстетической, нравственной, комму-никативной. Компоненты информационной культуры. Роль информационной культуры в формировании профессиональных качеств работников куль-туры и искусства.
Тема 1.2. Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества
Понятие о первичном документальном потоке, его составляющих и месте в структуре информационных ресурсов общества. Многомерность первичного документального потока. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Представление о классах документов, образую-щих современный документальный поток. Особенности тематической и типо-видовой структуры потока документов по гуманитарным наукам, культуре и искусству.
Назначение и функциональные особенности документов, обеспе-чивающих учебную, научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов вузов культуры и искусств: научных, научно-популярных, справочных, официальных, информационных, производствен-ных, рекламных, изданий для досуга, художественных.
Тема 1.3. Закономерности развития и функционирования документального потока по культуре и искусству
Динамика роста потока. Количественные показатели, харак-теризующие объем потоков (мировых, национальных) по гуманитар-ным наукам, культуре и искусству.
Старение и актуализация документов в потоке. Сущность ста-рения документов. Дифференциация понятия "старение" - старение информации и старение документов. Причины старения доку-ментов: уплотнение знаний об объекте, смена социальных парадигм. Зонная модель старения документов в гуманитарных науках, в сфере культуры и искусства. Полупериод старения как показатель тем-пов старения документов. Актуализация документов: причины и фор-мы ее проявления.
Рассеяние и концентрация публикаций (закон Бредфорда) как проявление дифференциации и интеграции современной науки. Особенности рассеяния и концентрации публикаций в периодических изданиях по культуре и искусству.
Необходимость использования закономерностей функционирова-ния современного документального потока по культуре и искусству в учебной и научно-исследовательской работе студентов при под-готовке курсовых и дипломных проектов, рефератов, докладов, при написании сценариев и т.п.
Тема 1.4. Государственная система научно-технической информации Российской Федерации: принципы организации, обработки и использования мировых и национальных информационных ресурсов
Цели, задачи и принципы построения Государственной системы научно-технической информации Российской Федерации (ГСНТИ). Организационно-функциональная структура ГСНТИ. Виды информационных ресурсов и их размещение в структуре ГСНТИ. Органы НТИ, осуществлявшие централизованную обработку мирового потока докумен-тов: научно-производственное объединение "Российская книжная па-лата" (НПО "РКП"), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) и др.
Отраслевые институты, центры и отделы НТИ, осуществляющие сбор, хранение и переработку информации по профилю деятельности выпускников вузов искусств и культуры. Научно-исследовательский отдел анализа и обобщения информации по куль-туре и искусству Российской государственной библиотеки (НИО "Информкультура"). Отраслевой центр "Школа и педагогика". Отраслевой центр НТИ по документоведению и архивному делу НИИ документоведения и архивного дела.
Региональные центры НТИ.
Место библиотек в структуре ГСНТИ. Типы и виды библиотек. Крупнейшие библиотеки России, располагающие фондами по культуре и искусству: Российская государственная библиотека. Российская национальная библиотека. Библиотека Российской Академии наук, ГПНТБ России, ГПНТБ Сибирского отделения Российской Академии наук (ГПНТБ СО РАН). Областные (краевые) универсальные научные библиотеки как региональные информационно-библиотечные центры по культуре и искусству. Использование возможностей ГСНТИ в учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности студентов ву-зов искусств и культуры.
Тема 1.5. Вторичный документальный поток как результат аналитико-синтетической переработки информации
Понятие о свертывании и аналитико-синтетической переработке информации. Вторичный документ как результат аналитико-синтети-ческой переработки информации. Виды вторичных документов.
Организация и управление вторичными документальными потоками с помощью системы информационных изданий. Информационные издания: назначение, функции, виды.
Система информационных изданий РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, НИО "Информкультура", обеспечивающая слежение за мировым и отечествен-ным документальным потоком по гуманитарным наукам, культуре и искусству.
Алгоритм выбора системы информационных изданий, позволяю-щих следить за документальным потоком по профилю изучаемой в вузе специальности (специализации). Преимущества использования системы информационных изданий в учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности студента вуза: полнота и надеж-ность информирования, преодоление негативных последствий рассеяния информации, снижение языковых и терминологических информа-ционных барьеров.