Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-го класса

Составители:
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.

Введение

В настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Не случайно XXI век связывают с ростом информатизации и формированием информационного общества и общества знаний, рассматривая их как процесс эффективного освоения накопленных человечеством информационных ресурсов. Признак информационного общества и общества знаний – утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации. Человек сегодняшнего дня немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина ХХI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль в этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры личности».

В настоящее время отсутствует общепринятое толкование понятия «информационная культура». В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под ней понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в структуре понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у старшеклассников представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных видах информационных ресурсов, типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о составе и структуре первичных и вторичных документальных потоков; познакомиться с принципами организации государственной системы научно-технической информации.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование навыков информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание поисковых систем и сервисов Интернета.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – обучение информационному анализу и синтезу документов на основе как интеллектуальных, так и формализованных способов работы с текстами научных и учебных документов. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации (аннотирование, реферирование, составление обзоров), является знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание уделяется формализованным методам аналитико-синтетической переработки информации как способам повышения продуктивности и качества процедур анализа и синтеза информации.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы учащихся старших классов. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), использование которых обусловлено задачами учебной и научно-исследовательской деятельности старших школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, конспектов, тезисов на основе первоисточников, докладов и выступлений, отзывов и рецензий, деловых документов. После освоения курса учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации, ее критическую оценку до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы старшеклассников. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существенным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия. Принципиально важным является соблюде­ние единства требований, формируемых в результате изучения курса «Основы информационной культуры личности», с аналогичными требованиями, выдвигаемыми преподавателями конкретных учебных дисциплин к содержанию и форме рефератов, докладов, обзоров, создание которых относится к наиболее сложным видам самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Для успешного восприятия курса «Основы информационной куль­туры личности» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности:

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит старшеклассникам более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.

3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научных текстов.

Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 168 часов, включая 56 часов лекционных и 56 часов практических занятий, а также 56 часов самостоятельной работы. Начало и завершение курса целесообразно  сопровождать тестированием. Итоговый контроль предполагает проведение зачета.

Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения принципов структурирования и содержательного наполнения курса. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса Количество часов
всего в том числе
лекц. практ. самост.
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Информатизация общества и информационная культура 6 2 2 2
1.2. Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества 6 2 2 2
1.3. Вторичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества 6 2 2 2
1.4. Государственная система научно-технической информации Российской Федерации 6 2 2 2
1.5. Информационные ресурсы Интернета 6 2 2 2
Итого по разделу 30 10 10 10
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Библиотека как информационно-поисковая система 6 2 2 2
2.2. Интернет: поисковые системы и сервисы 6 2 2 2
2.3. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 6 2 2 2
2.4. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 6 2 2 2
2.5. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 6 2 2 2
Итого по разделу 30 10 10 10
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды 6 2 2 2
3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 6 2 2 2
3.3. Учебный текст как объект аналитико-синтетической переработки 6 2 2 2
3.4. Научный текст как объект аналитико-синтетической переработки 6 2 2 2
3.5. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации 6 2 2 2
3.6. Библиографическое описание и библиографические ссылки как результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации 6 2 2 2
3.7. Формализованное аннотирование 6 2 2 2
3.8. Формализованное реферирование 6 2 2 2
3.9. Формализованное составление реферативного обзора 6 2 2 2
3.10. Неформализованные способы работы с текстом в ходе аналитико-синтетической переработки информации 6 2 2 2
Итого по разделу 60 20 20 20
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы учащихся старших классов
4.1. Технология подготовки планов 6 2 2 2
4.2. Технология подготовки сочинений 6 2 2 2
4.3. Технология подготовки конспектов 6 2 2 2
4.4. Технология подготовки тезисов на основе первоисточников 6 2 2 2
4.5. Технология подготовки выступлений, докладов 6 2 2 2
4.6. Технология подготовки отзывов 6 2 2 2
4.7. Технология подготовки рецензий 6 2 2 2
4.8. Технология подготовки деловых документов 6 2 2 2
Итого по разделу 48 16 16 16
Всего 168 56 56 56

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Тема 1.1. Введение. Информатизация общества и информационная культура

Предмет, цели и задачи курса «Основы информационной культуры личности». Место курса в системе общего образования, его взаимосвязь с другими учебными дисциплинами, формировании готовности к самообразовательной деятельности. Объем, структура, отличительные особенности курса. Роль самостоятельной работы при изучении «Основ информационной культуры личности». Рекомендуемая литература.

«Информационный взрыв» и «информационный кризис»: причины и следствия.

Информатизация как сложный социотехнический и социокультурный процесс перехода к информационному обществу. Критерии информационного общества. Возрастание роли образования, знаний, информации в информационном обществе. Взаимосвязь информатизации общества и информационной культуры. Гуманитарные аспекты информатизации.

Влияние информационной технологии на развитие науки, техники, культуры, образования, досуга.

Сущность понятия «информационная культура». Информационная культура личности, общества. Соотношение информационной культуры и культуры интеллектуальной, эстетической, нравственной, коммуникативной. Компоненты информационной культуры.

Тема 1.2. Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества

Представление об информационных ресурсах, их видах и назначении.

Понятие о документальных потоках. Первичный документальный поток, его составляющие и место в структуре информационных ресурсов общества. Многомерность первичного документального потока. Опубликованные и неопубликованные документы. Видовая структура документального потока. Представление о классах документов, образующих современный документальный поток. Электронные документы как важнейшая составная часть современного документального потока. Особенности тематической и типо-видовой структуры потока документов по профилю общеобразовательного учреждения.

Назначение и функциональные особенности документов, обеспечивающих учебную и научно-исследовательскую деятельность выпускника общеобразовательного учреждения: научных, научно-популярных, справочных, официальных, информационных, производственных, рекламных, изданий для досуга, художественных.

Состав и характеристика первичного документального потока (традиционные и электронные документы) по профилю общеобразовательного учреждения.

Тема 1.3. Вторичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества

Вторичный документ как результат аналитико-синтетической переработки информации. Виды вторичных документов. Понятие о вторичном документальном потоке. Информационный взрыв и информационный кризис. Факторы возрастания роли вторичного документального потока

Структура вторичного документального потока и его место в составе информационных ресурсов общества.

Информационные издания: назначение, функции, виды. Система информационных изданий как средство мониторинга вторичных документальных потоков.

Система информационных изданий всероссийского (РКП, ВИНИТИ, ИНИОН и др.) и отраслевого уровней, обеспечивающая слежение за мировым и отечествен­ным документальным потоком.

Алгоритм выбора системы информационных изданий, позволяю­щих следить за документальным потоком по профилю общеобразовательного учреждения. Преимущества использования системы информационных изданий в учебной, научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов: полнота и надежность информирования, преодоление негативных последствий рассеяния информации, снижение языковых и терминологических информационных барьеров.

Тема 1.4. Государственная система научно-технической информации Российской Федерации

Цели, задачи и принципы построения Государственной системы научно-технической информации Российской Федерации (ГСНТИ). Этапы развития ГСНТИ. Реорганизация ГСНТИ на современном этапе. «Положение о ГСНТИ» как основной нормативный документ, регламентирующий деятельность отечественных органов информации. Коммерциализация информационной деятельности.

Организационно-функциональная структура ГСНТИ.

Всероссийские центры научно-технической информации: задачи, функции.

Отраслевые центры научно-технической информации: задачи, функции.

Региональные центры НТИ.

Место библиотек в структуре ГСНТИ. Использование возможностей ГСНТИ в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.

Тема 1.5. Информационные ресурсы Интернета

Интернет – глобальная компьютерная сеть и новая среда информационного поиска. Состав информационных ресурсов Интернета. Распределенная гипертекстовая система WWW как важнейший информационный ресурс Интернета.

Веб-сайты как источники информационных ресурсов Интернета. Состав и характеристика WWW-сайтов и порталов в области образования. Электронные библиотеки в составе информационных ресурсов Интернета. Характеристика Интернет-ресурсов в помощь изучению учебных дисциплин и выбора профессии.

Система адресации ресурсов в Интернете: цифровой IP-адрес, доменный DNS-адрес.

Энциклопедические Интернет-ресурсы  (Рубрикон http://www.rubricon.com; Мегаэнциклопедия http://mega.km.ru/; Википедия http://ru.wikipedia.org и др).

Образовательные Интернет-ресурсы:

«Российские общеобразовательные порталы и сайты»

http://www.alleng.ru/edu/school.htm

«Российский общеобразовательный портал»

http://school.edu.ru/

«Базовые федеральные образовательные порталы»

http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

Школьный сектор Ассоциации научных и учебных организаций пользователей компьютерных сетей и передачи данных

http://school-sector.relarn.ru/

«Школьный мир»: каталог образовательных ресурсов

http://school.holm.ru/

Использование возможностей Интернета в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Тема 2.1. Библиотека как информационно-поисковая система

Структура библиотеки как информационно-поисковой системы с позиций пользователя. Основные типы запросов пользователей. Справочно-библиографический аппарат (СБА) – основа выполнения многообразных запросов пользователей. Структура СБА библиотеки. Электронный каталог в составе СБА современной библиотеки. Сводные каталоги корпоративных библиотечно-информационных систем.

Зависимость между типом информационного запроса и источником разыска­ния (элементами СБА библиотеки). Общая технология поиска документов в СБА в режиме информационного самообслуживания: установление типа информационного запроса; определение информационных массивов, подлежащих обследованию (информационные издания, библиографические пособия, каталоги, картотеки); поиск информации в соответствии с типом запроса и источником его выполнения; оформление результатов поиска.

Технология разыскания отдельных классов документов: книг, статей, законодательных материалов, периодических и продолжающихся изданий, аудио-визуальных и электронных документов и др.

Информационный сервис. Информационно-библиотечные продукты и услуги, предоставляемые современными библиотеками.

Тема 2.2. Интернет: поисковые системы и сервисы

Информационно-поисковые системы WWW: каталоги и поисковые машины. Особенности каталогов и поисковых машин. Глобальные (Yahoo: www.yahoo.com; Lycos: www.lycos.com; Altavista: www.аltavista.com и др.) и локальные (Rambler: www.rambler.ru; Yаndex: www.yаndex.ru и др.) информационно-поисковые системы. Метапоисковые системы WWW.

Общая технология поиска информации в Интернете: определение поискового пространства; выбор информационно-поисковой системы; поиск информации в соответствии с типом запроса и спецификой информационно-поисковой системы; оформление результатов поиска.

Технология разыскания отдельных видов информации в Интернете: текстов, рисунков, фотографий и др.

Режимы работы пользователей с ресурсами Интернета: on-line, off-line. Базовые пользовательские технологии работы в Интернете: электронная почта (E-mail), телеконференции (USENET), передача файловых архивов (FTP), электронные доски объявлений (BBS), прямое общение пользователей (IRC) и др.

Тема 2.3. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Ситуации, порождающие адресные запросы. Адресный запрос как проявление информационной потребности в конкретном документе. Основные поисковые элементы в структуре библиографического описания, используемые при адресном поиске: фамилия автора, составителя, редактора, коллективный автор, заглавие документа.

Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска. Алгоритм поиска документов в алфавитном каталоге. Логические комплексы в алфавитном каталоге. Типичные обстоятельства, вызывающие затруднения у пользователя при работе с алфавитным каталогом: авторы-однофамильцы, псевдонимы, коллективный автор и др.

Авторские указатели в информационных изданиях как средство адресного библиографического поиска. Алгоритм перехода от библиографического к библиотечному адресному поиску. Соблюдение основных правил библиографического описания документов как залог успешности адресного поиска информации.

Алгоритмы разыскания отдельных классов документов: книг, статей, законодательных материалов, периодических и продолжающихся изданий, аудиовизуальных документов и др.

Особенности адресного поиска в Интернете.

Применение результатов адресного поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.

Тема 2.4. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Сущность понятий «факт», «фактографическая информация». Место фактов и фактографической информации в структуре учебного и научного знания. Фактографические запросы и их разновидности. Ситуации, порождающие фактографические запросы.

Справочные издания как источник фактографической информации. Типология справочных изданий.

Алгоритм выполнения фактографических запросов. Особенности выполнения фактографических запросов отдельных типов.

Особенности фактографического поиска в Интернете.

Применение результатов фактографического поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов: при углубленном изучении учебных дисциплин, подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, конференциях и т. п.

Тема 2.5. Тематический поиск и алгоритм  его выполнения

Тематический запрос как проявление потребности в документах по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, в публикациях о лице, учреждении, географическом объекте и т. п. Виды учебной и научно-исследовательской деятельности, порождающие тематические запросы.

Структурно-семантический анализ формулировки тематического запроса как условие эффективного информационного поиска. Понятие о предмете и аспекте поиска, монотематических и политематических запросах. Проблема адекватного отражения информационной потребности в формулировке тематического запроса. Параметры, позволяющие уточнить первоначальный тематический запрос.

Источники, обеспечивающие выполнение тематического информационного поиска: библиографические издания (текущие библиографические указатели, обзорные и реферативные издания, прикнижные и пристатейные списки литературы, каталоги (систематический, предметный), картотеки (систематическая картотека статей, тематические, специальные, краеведческие и др.), Интернет.

Алгоритм тематического поиска в информационных изданиях и библиографических указателях; в систематическом и предметном каталогах; в Интернете.

Причины неудовлетворительных результатов тематического информационного поиска и способы их предотвращения. Методы корректировки тематического запроса с целью достижения полноты и точности выдачи информации.

Применение результатов тематического поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Тема. 3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды

Представление об анализе и синтезе информации. Анализ и синтез информации в структуре интеллектуальной работы с текстами документов. Аналитико-синтетическая переработка и свертывание информации: сходство и различие; назначение и функции. Виды аналитико-синтетической переработки информации: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, предметизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Общие требования, предъявляемые ко всем видам аналитико-синтетической переработки информации: адекватность (полнота и точность) отражения информации, лаконичность.

Вторичные документы как результаты аналитико-синтетической переработки информации.

Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Текст как источник информации и объект свертывания. Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность.

Представление о структуре текста. Типы структур текста («мягкие» и «жесткие» структуры текста).

Формальная структура текста: заглавие, вводная часть, основная часть, заключение. Рубрикация, абзацы, библиографические ссылки, сноски, примечания, приложения, список литературы в структуре текста. Историческая обусловленность формальной организации текста.

Факторы, определяющие формальную структуру текста: сфера функционирования текста (наука, производство, образование, политика, быт и т. п.); отрасль знания или практической деятельности; жанровая дифференциация; информационная первичность или вторичность; способы изложения (описание, повествование, рассуждение, доказательство); прагматические целевые установки.

Представление о содержательной (смысловой) структуре текста. Модели смысловой организации текста: от частного к общему (индуктивная); от общего к частному (дедуктивная); от гипотезы – к доказательству; хронологическая. Смысловые единицы текста: описание, объяснение, доказательство, интерпретация, оценочные суждения.

Связь формальной и содержательной структур текста.

Проблемы выделения смыслов в тексте в ходе его аналитико-синтетической переработки.

Тема 3.3. Учебный текст как объект аналитико-синтетической переработки

Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения. Специфика учебной литературы в старших классах общеобразовательного учреждения.

Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации.

Композиционно-смысловая структура учебного текста и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения. Элементы учебного знания в структуре учебных текстов.

Способы изложения сведений в учебных текстах. Определение понятий (введение дефиниций). Правила построения определения.

Роль справочного аппарата как средства ориентировки в учебной книге. Средства самоконтроля учащихся за самостоятельной работой: контрольные вопросы, терминологические словники, отражающие содержание учебной дисциплины, практические задания и упражнения, тесты и т. д.

Тема 3.4. Научный текст как объект аналитико-синтетической переработки

Понятие о научном тексте. Содержание и цели научных сообщений, определяемые спецификой природы научного исследования и научного мышления. Разновидности научной литературы: научно-гуманитарная и научно-техническая, учебно-научная, научно-справочная, научно-популярная. Структура и назначение справочного аппарата научных документов.

Зависимость между назначением научной литературы и ее стилистическими особенностями. Основные черты стиля научного изложения.

Соотношение текстовой и нетекстовой информации (графической, табличной, знаковой ) в научных документах.

Логическая структура текста научного документа. Композиционная структура основных видов научных документов.

Виды информации в тексте научного документа: фактографическая, концептографическая, библиографическая, метаинформация.

Знание логико-лингвистических особенностей научных текстов как основа их эффективной аналитико-синтетической переработки.

Тема 3.5. Формализованный метод аналитико-синтетической переработки информации

Определение понятий «формализация», «формализованный анализ» текста. Факторы, обусловливающие необходимость применения формализованных методов аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации.

Наличие «жесткой» структуры как типичное свойство научных и научно-технических текстов. Понятие о семантических блоках научного документа (введение, основная часть, заключение) и аспектах их содержания. Универсальный перечень аспектов содержания научного документа.

Формальные текстовые признаки как проявление высокой степени клишированности и стандартизированности научных текстов. Виды формальных текстовых признаков в научных текстах: маркеры, индикаторы, их роль как средств ориентации в научном тексте.

Формализованный анализ научных документов: сущность, цели, задачи и условия применения. Объекты и цели формализованного свертывания информации. Распознавание аспектов содержания научных документов с помощью формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов).

Методика формализованного анализа научных документов.

Преимущества и недостатки, область применения формализованных методов свертывания информации.

Тема 3.6. Библиографическое описание и библиографические ссылки как результат формализованной аналитико-синтетической переработки информации

Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа.

Определение понятия «библиографическая ссылка». Его отличие от понятий «ссылка», «примечание» и т. п. Библиографические ссылки в структуре учебных и научных документов. Виды библиографических ссылок (внутритекстовые, подстрочные, затекстовые) и правила их оформления.

Библиографические ссылки как средство поиска информации, обеспечивающее высокую точность выдачи информации и способ преодоления рассеяния информации.

Тема 3.7. Формализованное аннотирование

Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации.

Назначение и область применения формализованной методики аннотирования. Методы преобразования информации при формализованном аннотировании. Технология формализованного аннотирования: составление библиографического описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений; запись и оформление аннотации.

Справочная аннотация: назначение, структура, требования. Особенности языка и стиля справочной аннотации.

Рекомендательная аннотация: назначение, структура требования. Особенности языка и стиля рекомендательной аннотации.

Требования к оформлению аннотаций.

Тема 3.8. Формализованное реферирование

Реферат как разновидность вторичных документов, сочетающих воспроизведение содержания первичного документа с его логической характеристикой.

Назначение и область применения формализованной методики составления рефератов (дайджестов). Объекты реферирования: научные и научно-технические статьи, разделы монографий. Цель и задачи формализованной методики реферирования.

Методы преобразования информации при реферировании. Сущность формализованного экстрагирования как метода построения реферата.

Технология формализованного реферирования: составление библиографического описания первичного документа; анализ текста первичного документа; синтез текста; редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений; запись и оформление реферата.

Структура реферата-экстракта. Правила редактирования и оформления реферата-экстракта.

Тема 3.9. Формализованное составление реферативного обзора

Понятия «обзор», «обзорная информация». Особенности составления обзоров как продуктов аналитико-синтетической переработки информации.

Определение и основные особенности реферативного обзора. Реферат как продукт самостоятельной учебной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения и реферативный обзор: сходство и отличие понятий.

Виды учебной и научно-исследовательской деятельности выпускника общеобразовательного учреждения, порождающие необходимость подготовки реферативных обзоров. Требования к реферативному обзору.

Технология и основные этапы формализованного составления реферативного обзора. Структурно-семантический анализ темы реферативного обзора. Поиск и отбор источников по теме обзора. Оформление картотеки (списка) литературы по теме обзора. Аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме обзора с использованием формализованных методов анализа. Систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации. Построение плана реферативного обзора. Формирование глав и параграфов обзора. Составление текста реферативного обзора, обеспечение связности и логичности изложения сведений. Работа над структурой и композицией, языком и стилем обзора. Литературное редактирование текста обзора.

Правила оформления реферативного обзора.

Тема 3.10. Неформализованные способы работы с текстом в ходе аналитико-синтетической переработки информации

Ограниченность формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации. Научно-технические тексты как основной объект применения формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации. Слабая структурированность гуманитарных текстов как основная причина невозможности применения формализованных методов их свертывания. Доминирование неформализованных методов свертывания информации при работе с документами гуманитарных областей знания.

Основные способы интеллектуальной работы с текстом: логические и графические приемы, обеспечивающие понимание текста.

Логические приемы, обеспечивающие понимание текста: семантизация незнакомых слов и терминов; интерпретация заглавия и его связи с содержанием текста; деление текста на части и их самостоятельное озаглавливание; группировка текста по смысловым блокам и выделение в каждой смысловой части тематических и смысловых опор: ключевых слов и фраз; составление различных видов плана как средства фиксации смысловых связей между частями текста; формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение ее с заглавием; порождение вопросов к тексту и ответы на них; аргументация собственной точки зрения о прочитанном.

Графические приемы, обеспечивающие понимание текста и повышающие обозримость и наглядность представления информации в ходе интеллектуальной работы с текстом: блок-схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Тема 4.1. Технология подготовки планов

Многозначность понятия «план»: как средство контроля усвоения содержания текста; способ восстановления в памяти содержания прочитанного, развития навыков четкого формулирования мыслей; средство свертывания и развертывания информации; систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующих содержание и отражающих логическую структуру и композицию текста.

Виды планов: по форме реализации (мысленный или внутренний, устный, письменный); по степени сложности (простой и сложный); по форме представления информации (в форме вопросов (вопросный), повествовательных или назывных предложений (назывной), цитат (цитатный), тезисов (тезисный), схемы ( план-опорная схема)); по типу предложений-пунктов плана (назывные предложения или назывной план, развернутые предложения или план как совокупность суждений).

Требования к плану. Правила формальной логики, лежащие в основе построения плана текста.

Технология составления плана: чтение и анализ текста; выделение смысловых частей (абзацев); выделение информативных центров в абзацах, определение смысловых опор (ключевых слов) в абзацах; выбор вида плана; формулирование пунктов плана; оформление плана. Требования к оформлению плана.

Использование плана в качестве логической основы и модели подготовки устного и письменного текста. План как средство определение избыточной или пропущенной информации.

Тема 4.2. Технология подготовки сочинений

Сочинение как вид самостоятельной учебной деятельности, в основе которой лежит самостоятель­ное создание письменного текста на определенную тему. Типовая структура сочинения: вступление, основная (главная) часть, заключение.

Многоаспектная классификация школьных сочинений: по характеру материала и тематике (на основе литературного произведения, по аналогии с прочитанным); степени самостоятельности и формам подготовительной работы (на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее); стилю изложения (разговорное, учебно-деловое, публицистическое, художественное); жанру (заметка, репортаж, письмо, статья в газету); функциональным типам текста (описательное, повествовательное, сочинение-рассуждение); объему (полные сочинения, сочинения-миниатюры: зарисовка, этюд, эссе); источнику написания сочинения (по жизненным впечатлениям и наблюдениям, литературному, музыкальному произведению и др.).

Технология подготовки сочинения: осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; определение вида (жанра) сочинения; поиск информации по теме, отбор материала по теме сочинения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста сочинения в соответствии с избранным видом (жанром).

Особенности технологии подготовки сочинений различных видов и жанров.

Тема 4.3. Технология подготовки конспектов

Конспект как вторичный текст, полученный в результате аналитико-синтетической переработки первоисточника. Индивидуализированный характер как специфическая черта конспекта.

Виды конспектов: по объему или по степени сжатия (краткие, подробные или развернутые, и смешанные); по количеству перерабатываемых источников (монографические и сводные или обзорные); по степени полноты отражения первоисточника (полный, выборочный); по форме представления информации (текстуальный, табличный, схематический); по способу заимствования фрагментов первоисточника (цитатный или дословный; перефразированный; переданный своими словами ( «перекодированный»)).

Основные требования к конспекту: выделение наиболее информативных фрагментов текста, соблюдение логических связей между структурными частями текста, отдельными частями конспектируемого текста.

Технология построения конспекта: чтение и анализ первоисточника; выделение основных смысловых частей текста; первичный отбор информации – сокращение избыточной информации (развернутой системы доказательств, примеров, иллюстраций и т. п.); вторичный отбор информации по признаку ее новизны, важности (в зависимости от цели конспектирования); обработка и свертывание отобранной информации: процедуры исключения, переформулирования и обобщения информации; фиксация информации в зависимости от избранного вида конспекта.

Выявление, система­тизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации как важнейшие технологические операции подготовки конспекта.

Требования к оформлению конспекта.

Тема 4.4. Технология подготовки тезисов на основе первоисточников

Представление о тезировании как сжатом изложении (свертывании) текста, который ставит задачу передать из текста главное (существенное), за счет обобщения информации.

Понятие о тезисах как вторичном тексте, подготовленном в результате свертывания информации, содержащейся в первоисточнике. Тезис как кратко сформулированное основное положение отдельной части текста статьи, учебника, монографии, доклада, лекции и т. п. Основные требования к тезисам: полнота, точность, лаконичность.

Технология подготовки тезисов: чтение и анализ первоисточника; выделение основных смысловых частей текста; первичный отбор информации – сокращение избыточной информации (исключение подробностей, деталей; развернутой системы доказательств, примеров, иллюстраций и т. п.); вторичный отбор информации по признаку ее новизны, важности (в зависимости от цели тезирования); обработка и свертывание отобранной информации: процедуры исключения, переформулирования и обобщения информации (вычленение единичных фактов, подбор языковых средств их обобщенной передачи), составление нового текста; запись тезисов.

Требования к оформлению тезисов.

Тема 4.5. Технология подготовки выступлений, докладов

Выступление и доклад как типичные виды публичной речи. Особенности публичной речи, ее отличие от речи письменной.

Выступление и его свойства: актуальность тематики, выражение позиции выступающего, оригинальность формы, эмоциональность, выразительность.

Виды выступлений: подготовленные заранее (речь, публичное заявление, выступление на конференции, в дискуссии, на читательских конференциях, литературных вечерах и т. п.) и экспромты (на диспутах, на собраниях и т. д.).

Доклад и его свойства: наличие большого объема информации, аргументированной и иллюстрированной серией примеров. Отличие доклада от выступления по основательности информации и времени исполнения.

Зависимость состава аспектов содержания доклада, выступления от специфики слушателей (возраст, уровень профессиональной компетентности и др.), цели и характера мероприятия, личностной целевой установки докладчика.

Технология подготовки доклада и выступления, подготовленного заранее: выбор темы доклада, определение цели, оценка состава слушателей; структурно-семантический анализ темы; поиск информации по теме, отбор теоретического, фактического и практического материала, определение принципов построения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом;

составление и редактирование текста.

Специфические особенности технологии подготовки выступления и доклада как устной публичной речи.

Мультимедийная презентация в составе выступления и доклада.

Тема 4.6. Технология подготовки отзывов

Отзыв как разновидность аналитического вторичного текста. Личностное эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, увиденному, услышанному как обязательный элемент отзыва. Рассуждение как ведущий тип речи, используемый при подготовке отзыва.

Виды отзывов: по форме реализации (устные и письменные); по объекту анализа и оценки (отзывы на книги, кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи, выставки и т. п.).

Структура отзыва: информационная и оценочная части.

Особенности отзывов в учебной и научно-исследовательской деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.

Состав аспектов в структуре отзывов на научные документы (книги, статьи): объект анализа (библиографическое описание документа; жанр документа, тема, сведения об авторе, структуре, объеме); актуальность темы, общая характеристика содержания, личная оценка анализируемого документа (достоинства и недостатки), выводы и рекомендации.

Общая технология подготовки отзыва: изучение объекта анализа (чтение, просмотр, прослушивание и т. п.); поиск, отбор и систематизация данных, относящихся к анализируемому типу объектов анализа; составление плана отзыва; формулирование суждений, раскрывающих отношение автора отзыва к прочитанному, увиденному, услышанному; подготовка текста отзыва; редактирование и оформление отзыва.

Тема 4.7. Технология подготовки рецензий

Рецензия как разновидность аналитического вторичного текста. Оперативность и оценочность – важнейшие свойства рецензии как жанра научного и публицистического стилей речи.

Многообразие объектов рецензирования и областей применения рецензии: литературная, театральная, музыкальная и т. п. критика; публицистика; издательское дело и книговедение.

Отзывы и рецензии: сходство и различия. Выражение личного мнения как атрибут отзыва, детальный анализ как основа выражения личного мнения – атрибут рецензии.

Структура рецензии: информационная и оценочная части.

Состав основных аспектов в структуре рецензии: объект анализа (вид работы, тема, сведения об авторе, структуре, объеме); актуальность темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения; развернутый последовательный анализ и комментарий его частей с указанием достоинств и недостатков, общая оценка рецензируемого произведения; оценка вклада автора (творческого коллектива); выводы и рекомендации.

Общая технология подготовки рецензии: изучение объекта анализа (чтение, просмотр, прослушивание и т. п.); поиск, отбор и систематизация данных, соответствующих анализируемому типу объектов анализ; выбор вида рецензии в зависимости от объекта анализа; определение состава аспектов содержания рецензии в зависимости от объекта анализа; составление плана рецензии; развернутая интерпретация и оценка объекта анализа; формулирование совокупности суждений, раскрывающих позицию автора рецензии относительно прочитанного, увиденного, услышанного; подготовка текста, редактирование и оформление рецензии.

Специфика технологии подготовки рецензии на кинофильмы, спектакли, музыкальные произведения, произведения живописи.

4.8. Технология подготовки деловых документов

Деловые документы как разновидность непубликуемых документов. Виды деловых документов. Доверенности, расписки, деловые письма как виды деловых документов. Официальный характер и наличие «жесткой структуры» как отличительные черты деловых документов. Формализованный характер подготовки деловых документов.

Доверенность как деловой документ, письменное полномочие одного лица (доверителя), выдаваемое им другому лицу (поверенному) на совершение от его имени обусловленных в доверенности действий. Структура доверенности: сведения о доверителе с указанием паспортных данных; сведения о поверенном с указанием паспортных данных; наименование доверяемых действий (получение денег, пользование автомобилем и т. п.); дата, роспись. Оформление в нотариальном порядке как обязательное условие юридической силы (статуса) доверенности. Виды доверенностей: общая (генеральная) доверенность на представление интересов доверителя во всех сферах; специальная доверенность на совершение каких-то однородных действий; разовая доверенность на выполнение определенного конкретного действия.

Расписка как деловой документ с подписью, удостоверяющий факт получения чего-либо. Структура расписки: сведения о получателе с указанием паспортных данных; наименование объекта получения; сведения о лице, предоставляющем объект получения; указание на срок исполнения взятых обязательств; дата, роспись. Оформление в нотариальном порядке как обязательное условие юридической силы (статуса) расписки.

Представление о деловом письме. Виды деловых писем: официальные и частные. Частное деловое письмо как результат официальной переписки частного лица с учреждениями, предприятиями и т. п. Структура частного делового письма: зачин, срединная часть, концовка. Клишированный характер зачина (заголовка): название организации-отправителя (внешний адрес); название организации-адресата (внутренний адрес) и имя получателя, дата на­писания, обращения, повод написания письма. Срединная часть письма: целевая установка, основное содержание письма. Концовка делового письма: слова вежливости, должность подписавшего лица, подпись и расшифровка подписи.

Особенности электронной деловой переписки и электронного адреса.

Технология подготовки деловых документов: определение цели и вида делового документа; определение структуры и состава аспектов содержания делового документа в зависимости от его вида; подготовка и редактирование текста делового документа; проверка и уточнение адреса делового документа.

Использование справочной и учебной литературы по делопроизводству как условие подготовки деловых документов.

Список литературы

Литература общего характера к программе

1.   Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org

2.   Диомидова, Г. Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений [Текст] / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.

3.   Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4.   Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.

5.   Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.

6.   Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

7.   Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.

8.   О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького; составители В. В. Попова, Н. Н. Федоренко. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.

9.   Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://dictionary.bio.ru

10.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.

11.   Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 2-е изд., испр. и доп. – 312 с.

12.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – А-М. – 608 с.

13.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т. 2. – М-Я. – 672 с.

14.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

15.   Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практич. пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

2.   Воройский, Ф. С. Систематизированный толковый словарь по информатике [Текст]: вводный курс по информатике и вычислительный технике в терминах / Ф. С. Воройский. – М.: Либерия, 1998. – 375 с.

3.   Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся [Текст] / М. И. Зверева // Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 45–50.

4.   Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 349 с.

5.   Каширина, Е. В. Информационная культура и ее роль в формировании новых качеств знаний специалиста образования [Текст] / Е. В. Каширина // Наука и школа. – 2002. – № 4. – С. 43–48.

6.   Книга [Текст]: энциклопедия / под ред. И. Баренбаум. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 800 с.

7.   Книговедение [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. Н. М. Сикорский [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.

8.   Книгочей [Текст]: библиографический справочник для дела и досуга / гл. ред. С. И. Самсонов. – М.: Либерея, 2000. – 152 с.

9.   Кравчук, Т. Новая культура работы с информацией [Текст] / Т. Кравчук, А. Гиглавый // Лицейское и гимназическое образование. – 2000. – № 3. – С. 22–28.

10.   Краткий справочник книголюба [Текст] / К. М. Биткова, М. Б. Васильева, С. А. Вуль. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1984. – 480 с.

11.   Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе [Текст]: практическое пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2002. – 192 с.

12.   Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы [Текст]: методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие. – М.: Дашков и К, 2002. – 352 с.

13.   Левин, В. И. Все об информации [Текст] / В. И. Левин. – М.: Росмэн – Пресс, 2003. – 384 с.

14.   Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Левина, М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.

15.   Львов, С. Л. Книга о книге [Текст]: для учащихся старших классов / С. Л. Львов. – М.: Просвещение, 1980. – 207 с. (8–11 кл.).

16.   Мильчин. А. Э. Культура книги. Что делает книгу удобной для читателя [Текст]: справочное пособие / А. Э. Мильчин. – М.: Книжная палата, 1992. – 223 с.

17.   Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития [Текст] / И. С. Мелюхин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 208 с.

18.   Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ. вычш. учеб. заведений / И. Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 175 с.

19.   Моргенштерн, И. Г. Информационное общество [Текст]: учеб. пособие для студентов информационно-библиотечных факультетов / И. Г. Моргенштерн. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 128 с.

20.   Немировский, Е. Л. Мир книги [Текст]: с древнейших времен до начала XX века / Е. Л. Немировский. – М., 1986. – 287 с.

21.   Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам книгопечатания [Текст] / Е. Л. Немировский. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.

22.   Никитина, Г. В. Третья волна, информатика и педагогика [Текст] / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2. – С. 66–70.

23.   Новожилова, Н. В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. – № 4. – С. 148–152.

24.   Новожилова, Н. В. Использование Интернета в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 156–160.

25.   Перрова, И. А. Задача эксперимента – сформировать информационную грамотность [Текст] / И. А. Перова // Информатика в образовании. – 2001. – № 8. – С. 9–13.

26.   Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова, М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.

27.   Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагочических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.

28.   Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

29.   Собкин, В. С. Старшеклассник и компьютер: проблемы социального неравенства [Текст] / В. С. Собкин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 2. – С. 3–10.

30.   Советские детские писатели [Текст]: биобиблиографический словарь (1917–1957) / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.

31.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

32.   Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники [Текст] / А. П. Ершов, Н. М. Шанский, А. П. Окунева; под ред. А. П. Ершова. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

33.   Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственно труда [Текст]: метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.   Бавин, С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах) [Текст]: популярная библиографическая энциклопедия / С. Бавин. – М.: Книжная палата, 1991. – 202 с.

2.   Гецов, Г. Г. Работа с книгой [Текст]: рациональные приемы / Г. Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 109 с.

3.   Кинг, Э. Как пользоваться библиотекой [Текст]: практическое руководство для учащихся и студентов: [пер. с анг.] / Э. Кинг. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.

4.   Книга [Текст]: энциклопедия / под ред. И. Баренбаум. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 800 с.

5.   Книговедение [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. Н. М. Сикорского [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.

6.   Книгочей [Текст]: библиографический справочник для дела и досуга [Текст] / гл. ред. С. И. Самсонов. – М.: Либерея, 2000. – 152 с.

7.   Краткий справочник книголюба [Текст] / К. М. Биткова, М. Б. Васильева, С. А. Вуль. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1984. – 480 с.

8.   Львова, С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 109 с.

9.   Львова, С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника [Текст]: 5–11 классы / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 160 с.

10. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

11. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

12. Шапиро, Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки. – 1975. – № 2. – С. 36–42.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1.   Александров, В. Н. Знаю, понимаю, могу [Текст]: пособие-тетрадь по лит. моделированию / В. Н. Александров. – М.: Школа-Пресс. – 1999. – 191 с.

2.   Андреев, О. Х. Учитесь больше читать [Текст]: книга для учащихся старших классов [Текст] / О. Х. Андреев, Л. Н. Хромов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3.   Бабинский, М. Б. Как читать художественную литературу [Текст]: пособие для учащихся, абитуриентов и учителей / М. Б. Бабинский. – М.: Валент, 1998. – 199 с.

4.   Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Баранов. – 2-е изд., испр. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 360 с.

5.   Безрукова, В. Конспект и конспектирование [Текст] / В. Безрукова // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150–154.

6.   Биткова, К. М. Краткий справочник книголюба [Текст] / К. М. Биткова, М. Б. Васильева, С. А. Вуль. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Книга, 1984. – 480 с.

7.   Богуславская, Н. Е. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике [Текст]: учеб. пособие для учащихся старших классов / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2002. – 176 с.

8.   Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенкская Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с. – Сер. «Шпаргалки».

9.   Гецов, Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты [Текст] / Г. Г. Гецов. – М.: Знание, 1989. – 142 с.

10.   Гецов, Г. Г. Работа с книгой [Текст]: рациональные приемы / Г. Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 109 с.

11.   Гиленсон, П. Г. Справочник технического редактора [Текст] / П. Г. Гиленсон. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Книга, 1978. – 366 с.

12.   Жарова, Л. В. Учить самостоятельности [Текст]: книга для учителя: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / Л. В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 203 с.

13.   Западов, А. В глубине строки [Текст]: о мастерстве читателя / А. Западов. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1975. – 295 с.

14.   Збарский, И. С. Учить эффективной работе с учебником литературы [Текст]: на материале обзорных тем в 10 классе / И. С. Збарский // Литература в школе. – 1982. – № 1. – С. 13–21.

15.   Каплан, И. Е. Анализ языка художественного произведения [Текст]: пособие для учителя / И. Е. Каплан. – СПб.: Просвещение, 1992. – 156 с.

16.   Кинг, Э. Как пользоваться библиотекой [Текст]: практическое руководство для учащихся и студентов [пер. с анг.] / Э. Кинг. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.

17.   Купина, Н. А. Русское красноречие [Текст]: хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов / Н. А. Купина, Т. В Матвеева. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 336 с.

18.   Курдюмова, Т. Ф. Формирование умений в процессе изучения курса литературы в 4–10 классах [Текст] / Т. Ф. Курдюмова, С. Н. Громцева // Литература в школе. – 1983. – № 4. – С. 19–30.

19.   Ладанов, И. Д. Техника быстрого чтения [Текст]: практ. пос. с упр. / И. Д. Ладанов – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 144 с.

20.   Лезер, Ф. Рациональное чтение [Текст] / Ф. Лезер. – М.: Педагогика, 1980. – 156 с.

21.   Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе [Текст]: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 157 с.

22.   Лиу, М. Как научить быстро читать [Текст] / М. Лиу, Э. Лиу. – М.: Вече, 1998. – 304с.

23.   Маранцман, В. Г. Труд читателя [Текст]: от восприятия литературного произведения к анализу: книга для учащихся старших классов средней школы / В. Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1986. – 124 с.

24.   Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и развития читателя школьника [Текст] / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 1980. – № 1. – С. 25–35.

25.   Маранцман, В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов [Текст] / В. Г. Маранцман // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 54–61.

26.   Мильчин, А. Э. Культура книги. Что делает книгу удобной для читателя [Текст]: справочное пособие / А. Э. Мильчин. – М.: Книжная палата, 1992. – 223 с.

27.   Мосягина, Г. В. О развитии ассоциативного мышления на уроках литературы [Текст]: элементы сопоставительного анализа при изучения лирики в 10 кл. / Г. В. Мосягина // Принципы и проблемы в филологической дидактике. – Пермь, 1994. – С. 15–25.

28.   Никаноров, В. В. Без внимания к слову нет хорошего читателя [Текст]: из опыта лингвостилистического анализа на уроках литературы в 4–7 кл. / В. В. Никаноров // Литература в школе. – 1989. – № 2. – С. 50–63.

29.   Николаева, Л. А. Учись быть читателем [Текст]: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой / Л. А. Николаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

30.   Рожина, Л. Н. Искусство быть читателем [Текст]: книга для учащихся / Л. Н. Рожина. – Минск: Нар. Асвета, 1987. – 213 с.

31.   Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с.

32.   Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М., 1994. – 400 с.

33.   Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста [Текст] / В. И. Свинцов. – М.: Книга, 1979. – 272 с.

34.   Современные вопросы анализа литературного произведения в школе [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. – М., 1986. – 119 с.

35.   Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы [Текст]: сб. науч. тр. / НИИ школ. – М. – 1986. – 189 с.

36.   Шанский, М. Н. Лингвистические детективы [Текст] / М. Н. Шанский. – М.: Дрофа, 2002. – 528 с.

37.   Шевченко, Н. В. Основы лингвистики текста [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Шевченко. – М.: Приор-издат, 2003. – 160 с.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы учащихся старших классов

1.   Айзерман, Л. С. Сочинения о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман // Рус. яз. в шк. – 1996. – № 1. – С. 9–16; № 2. – С. 3–11; № 4. – С. 15–22; № 5. – С. 3–13.

2.   Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

3.   Александров, В. Н. Знаю, понимаю, могу [Текст]: пособие-тетрадь по лит. моделированию / В. Н. Александров. – М.: Школа-Пресс. – 1999. – 191 с.

4.   Безрукова, В. Конспект и конспектирование [Текст] / В. Безрукова // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150–154.

5.   Борикова, Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 124 с.

6.   Галагузова, Ю. Н. Азбука студента [Текст] / Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова. – М.: Владос, 2000. – 80 с.

7.   Гиленсон, П. Г. Справочник технического редактора [Текст] / П. Г. Гиленсон. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книга, 1978. – 366 с.

8.   Голуб, И. Б. Сочинения и изложения без репетитора [Текст] / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.

9.   Демина, Л. А. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования [Текст] / Л. А. Демина, Г. А. Гузхман // Образование в современной школе. – 2001. – № 1. – С. 38–40.

10.   Дубинская, М. С. Обучение сочинениям на литературную тему [Текст]: по­собие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1988. – 156 с.

11.   Егорова, А. А. Как написать сочинение на «пять» [Текст] / А. А. Егорова. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

12.   Как работать над сочинением [Текст]: метод. пособие к письменному эк­замену по рус. яз. и лит. / Сарат. гос. ун-т им. Чернышевского; [При­нимали участие П. А. Бугаенко и др.]. – 2-е изд. – Саратов: Изд-во Са­рат. ун-та, 1984. – 70 с.

13.   Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах [Текст] / Т. А. Калганова. — М.: Просвещение, 2000. – 191 с.

14.   Калганова, Т. А. Сочинение различных жанров в старших классах [Текст] / Т. А. Калганова. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.

15.   Каменская, Л. Я. Школьное сочинение по литературе [Текст]: темы и жа­нры соч. послед. лет: кн. для учащихся старших классов / Л. Я. Каменская. – М.: Про­свещение, 1994. – 174 с.

16.   Капинос, В. И. Изложения [Текст]: тексты с лингвистическим анализом / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНИА – пресс, 1994. – 185 с.

17.   Карнаух, Н. Л. Письменные работы по литературе [Текст]: 9–11 классы / Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

18.   Киреев, В. Л. Творческие работы на уроках литерату­ры [Текст]: соч., интервью, репортаж, очерк, рассказ / В. Л. Киреев, Б. Б. Киреева. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 188 с.

19.   Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации [Текст]: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.

20.   Концевой, М. П. Рецензия как метод формирования ценностных ориентиров учащихся [Текст] / М. П. Концевой // Информатика и образование. – 2002. – № 4. – С. 31–34.

21.   Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы [Текст] / А. А. Крундышев. – М.: Высш. шк., 1987. – 110 с.

22.   Кутейникова, Н. Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках литературы в средней шко­ле [Текст] / Н. Е. Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. – СПб., 1993. – С. 125–135.

23.   Николаева, Л. А. Защищаем реферат. Доклады. Курсовая работа. Дипломная работа [Текст]: метод. пособие / Л. А. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 144 с.

24.   Новожилова, Н. В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. – № 4. – С. 148–152.

25.   Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М., 1994. – 400 с.

26.   Русская литература в сочинениях старшеклассников [Текст] / сост. М. А. Нянковский. – Ярославль: Акад. развития, 1998. – 317 с.

27.   Скиргайло, Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров [Текст]: пособие для учителей / Т. О. Скиргайло. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2004. – 352 с.

28.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

29.   Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: учебник для студентов вузов / М. Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000. – 239 с. (тезисы, конспекты, доклады, рефераты).

30.   Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. – 128 с.

31.   Торкунова, Т. В. Как писать сочинение (школа и вуз) [Текст]: рекомендации. Образцы / Т. В. Торкунова. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис, 1996. – 220 с.

32.   Хуторецкий, М. И. Школьный реферат и основание требования к его описанию [Текст] / М. И. Хуторецкий // Завуч. – 2001. – № 8. – С. 82–85.

33.   Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.

34.   Школьный реферат [Текст]. – Минск: ИООО «Красико-Принт», 2005. – 176 с.

^