Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 9-го класса

Составители:
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.

Введение

Успешность современного человека, результаты учебной, профессиональной и иной деятельности все в большей степени определяются уровнем его готовности постоянно учиться, самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности; карьера, преуспевание современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию. Особое значение в этих условиях приобретает целенаправленная, систематическая информационная подготовка учащихся в системе общего образования. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина ХХI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры личности».

Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-е классы. Важное место в предлагаемой системе информационного обучения отводится 8 и 9-м классам. Согласно градации, основанной на психофизиологических особенностях возраста учащихся, именно эти классы являются рубежными между отрочеством и юностью. Переход на новый, более высокий уровень понимания курса «Основы информационной культуры личности» соответствует характерному для этого возраста интересу к проблемам самопознания и самоопределения человека.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, что является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной деятельности (подготовка сочинений, учебных рефератов, докладов и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных видах информационных ресурсов, типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование навыков информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание детальной технологии информационного поиска.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – обучение основным видам аналитико-синтетической переработки информации: составлению библиографического описания, аннотированию и реферированию. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является представление о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации, знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности учащихся.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), использование которых обусловлено задачами учебной и познавательной деятельности старших школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, конспектов, тезисов на основе первоисточников, учебных рефератов, докладов и выступлений, отзывов. После освоения курса учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существенным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия. Принципиально важным является соблюде­ние единства требований, формируемых в результате изучения курса «Основы информационной культуры личности», с аналогичными требованиями, выдвигаемыми преподавателями конкретных учебных дисциплин к содержанию и форме сочинений, учебных рефератов, докладов и т.п., создание которых относится к наиболее сложным видам самостоятельной учебной и познавательной деятельности учащихся.

Для успешного восприятия курса «Основы информационной куль­туры личности» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности:

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит старшеклассникам более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.

3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.

Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан 48 на часов. Начало и завершение курса целесообразно сопровождать тестированием. Итоговый контроль предполагает проведение зачета.

Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения принципов структурирования и содержательного наполнения курса. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» 2
1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 2
1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации 2
1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2
Итого по разделу 8
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2
2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2
Итого по разделу 6
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды 2
3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 2
3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 2
3.4. Составление библиографического описания документа 2
3.5. Составление аннотаций 2
3.6. Составление рефератов 2
Итого по разделу 12
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
4.1. Технология подготовки планов 2
4.2. Технология подготовки сочинений 2
4.3. Технология подготовки конспектов 2
4.4. Технология подготовки тезисов на основе первоисточников 2
4.5. Технология подготовки учебных рефератов 2
4.6. Технология подготовки выступлений, докладов 2
4.7. Технология подготовки отзывов 2
Итого по разделу 14
Всего 40

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности»

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература.

Многозначность понятия «информация». Виды информации по различным основаниям деления: форме представления, необходимости использования технических средств, степени общественной значимости, сфере возникновения.

Традиционные (печатные) и электронные источники с точки зрения различных видов информации, в них содержащейся. Персональный компьютер как средство получения, обработки, и передачи информации. Человек и информация. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.

Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося девятого класса. Роль информационной культуры в обеспечении эффективной учебно-познавательной деятельности школьника.

Тема 1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Определение понятия «документ». Первичные и вторичные документы.

Классификация документов по целевому назначению: официальные, научные, научно-популярные, литературно-художественные, производственно-практические, учебные, массово-политические, духовно-просветительные, справочные, рекламные, издания для досуга.

Виды изданий по регулярности выхода в свет: периодические, непериодические, сериальные.

Виды изданий по способу организации произведений: академические многотомные издания, однотомные издания, отдельные издания, приложения, серии, серийные издания.

Углубление представлений о деловых документах. Основные виды деловых документов: распорядительные (постановления, распоряжения, приказы); организационные (положения, уставы, инструкции), документы по личному составу (заявления о приеме на работу, характеристики, автобиографии, приказы по личному составу и др.).

Расширение представлений об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для школьников.

Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Вторичные документы как результаты свертывания информации. Основные виды вторичных документов и их назначение.

Многозначность понятия «реферат». Отличие реферата как результата самостоятельной учебной деятельности учащихся от реферата как вторичного документа. Объекты реферирования как процесс подготовки вторичных документов: учебная, научная, научно-популярная литература. Реферат как краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Информативность как основное свойство реферата.

Требования к реферату как вторичному документу: информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение содержания документа, основных фактических сведений и выводов; лаконичность, четкость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации; отсутствие дублирования в тексте реферата тех сведений, содержащихся в библиографическом описании реферируемого документа; соответствие языка и стиля реферата языку и стилю научной литературы; отсутствие интерпретации содержания реферируемого документа, критических замечаний и точек зрения автора реферата (кроме случаев, когда исходный текст содержит явные ошибки), а также информации, которой нет в первичном документе.

Представление о реферативном журнале, его назначении и области применения. Рефераты и аннотации в структуре реферативного журнала.

Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

Расширение представлений о типах и видах библиотек. Система библиотечного обслуживания юношества. Обслуживание в юношеской и в публичной библиотеке. Информационные задачи, решаемые юношеской библиотекой. Информационные продукты и услуги, предоставляемые юношеской библиотекой (областной, республиканской). Мультимедиа-ресурсы юношеской и публичной библиотеки (дискеты с обучающими программами и играми, видео- и аудиокассеты, DVD и т. д.).

Интернет-ресурсы для подростков (новости, конкурсы, игры, общение):

- Школьный сектор Ассоциации научных и учебных организаций пользователей компьютерных сетей и передачи данных

http://school-sector.relarn.ru/

- «Тинейджер.ru» – ресурс для школьников (новости, разделы для учителей и родителей, разделы для школьников, чаты, форумы, конкурсы, библиотеки и справочники) http://teen.fio.ru/

- Каталог Интернет-ресурсов для школьников «Школьный мир» http://school.holm.ru

- «Школьный мир»: клубы http://school.holm.ru/club/

- «Школьный мир»: каникулы http://school.holm.ru/holiday/

Библиотечные ресурсы Интернета:

- Каталог электронных библиотек:

http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/Literature/Online_Libraries/

- «Школьный мир»: библиотеки http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

- «Библиотека Максима Мошкова» (художественная, научная иучебная литература, музыка) http://lib.ru/

- «Журнальный зал» (электронная библиотека журналов) http://magazines.russ.ru/

- «Библиотека RIN.RU»: золотой фонд мировой литературы http://lib.rin.ru/

- «Фундаментальная электронная библиотека»: русская литература и фольклор http://feb-web.ru/

- «Школьный мир»: энциклопедии http://school.holm.ru/enciclopedia/

- «Фундаментальная электронная библиотека»: словари, энциклопедии http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

Использование возможностей юношеской библиотеки в учебной и познавательной деятельности школьников.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Ситуации, порождающие адресные запросы. Адресный запрос как проявление информационной потребности в конкретном документе. Основные поисковые элементы в структуре библиографического описания, используемые при адресном поиске: фамилия автора, составителя, редактора, коллективный автор, заглавие документа.

Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска. Алгоритм поиска документов в алфавитном каталоге. Логические комплексы в алфавитном каталоге. Типичные обстоятельства, вызывающие затруднения у пользователя при работе с алфавитным каталогом: авторы-однофамильцы, псевдонимы, коллективный автор и др.

Авторские указатели в информационных изданиях как средство адресного библиографического поиска. Алгоритм перехода от библиографического к библиотечному адресному поиску. Соблюдение основных правил библиографического описания документов как залог успешности адресного поиска информации.

Алгоритмы разыскания отдельных классов документов: книг, статей, периодических и продолжающихся изданий, аудиовизуальных документов и др.

Особенности адресного поиска в Интернете.

Применение результатов адресного поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Сущность понятий «факт», «фактографическая информация». Место фактов и фактографической информации в структуре учебного и научного знания. Фактографические запросы и их разновидности. Ситуации, порождающие фактографические запросы.

Справочные издания как источник фактографической информации. Типология справочных изданий.

Алгоритм выполнения фактографических запросов. Особенности выполнения фактографических запросов отдельных типов.

Особенности фактографического поиска в Интернете.

Применение результатов фактографического поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся: при углубленном изучении учебных дисциплин, подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, конференциях и т. п.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Тематический запрос как проявление потребности в документах по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, в публикациях о лице, учреждении, географическом объекте и т. п. Виды учебной и научно-исследовательской деятельности, порождающие тематические запросы.

Структурно-семантический анализ формулировки тематического запроса как условие эффективного информационного поиска. Понятие о предмете и аспекте поиска, монотематических и политематических запросах. Проблема адекватного отражения информационной потребности в формулировке тематического запроса. Параметры, позволяющие уточнить первоначальный тематический запрос.

Источники, обеспечивающие выполнение тематического информационного поиска: библиографические издания (текущие библиографические указатели, обзорные и реферативные издания, прикнижные и пристатейные списки литературы), каталоги (систематический, предметный), картотеки (систематическая картотека статей, тематические, специальные, краеведческие и др.), Интернет.

Алгоритм тематического поиска в информационных изданиях и библиографических указателях; в систематическом и предметном каталогах; в Интернете.

Причины неудовлетворительных результатов тематического информационного поиска и способы их предотвращения. Методы корректировки тематического запроса с целью достижения полноты и точности выдачи информации.

Применение результатов тематического поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов.

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Тема. 3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды

Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) как реакция на «информационный взрыв». Сущность и назначение АСПИ как процедуры свертывания содержания документов в ходе их анализа и извлечения необходимой информации. Представление об анализе и синтезе информации. Виды АСПИ: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, предметизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование, реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Общие требования, предъявляемые ко всем видам АСПИ: адекватность (полнота и точность) отражения информации, лаконичность.

Вторичные документы как результаты аналитико-синтетической переработки информации.

Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Текст как источник информации и объект свертывания. Свойства текста: связность, целостность, структурированность, избыточность.

Представление о структуре текста. Типы структур текста. Формальная структура текста: заглавие, вводная часть, основная часть, заключение. Рубрикация, абзацы, библиографические ссылки, сноски, примечания, приложения, список литературы в структуре текста. Историческая обусловленность формальной организации текста.

Факторы, определяющие формальную структуру текста: сфера функционирования текста (наука, производство, образование, политика, быт и т. п.); отрасль знания или практической деятельности; жанровая дифференциация; информационная первичность или вторичность; способы изложения (описание, повествование, рассуждение, доказательство); прагматические целевые установки.

Представление о содержательной (смысловой) структуре текста. Модели смысловой организации текста: от частного к общему (индуктивная); от общего к частному (дедуктивная); от гипотезы – к доказательству; хронологическая. Смысловые единицы текста: описание, объяснение, доказательство, интерпретация, оценочные суждения.

Связь формальной и содержательной структур текста.

Представление об основной, наиболее значимой в смысловом отношении информации в тексте: определения понятий, факты, новые идеи. Понятие о вспомогательной информации, служащей для разъяснения основных идей в тексте: примеры, разъяснения, доказательства, иллюстрации. Условность деления информации на основную и вспомогательную. Проблемы выделения смыслов в тексте в ходе его аналитико-синтетической переработки.

Особенности учебных и научных текстов как объектов аналитико-синтетической переработки. Знание логико-лингвистических особенностей текстов как основа их эффективной аналитико-синтетической переработки.

Тема 3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом

Представление об основных логических приемах, обеспечивающих понимание текста и эффективную работу по его анализу и синтезу: выявление точного значения незнакомых слов и терминов; определение темы и прогнозирование содержания текста на основе анализа заглавия, начальных и конечных абзацев, рубрик текста; интерпретация (разъяснение) заглавия текста, осознание его связи с содержанием и главной мыслью текста; деление текста на смысловые части и определение связи между ними; выделение в каждой смысловой части главной и конкретизирующей информации; самостоятельное формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение ее с заглавием; порождение вопросов к тексту и ответы на них; аргументация собственной точки зрения о прочитанном.

Графические приемы, обеспечивающие понимание текста и повышающие обозримость и наглядность представления информации в ходе интеллектуальной работы с текстом: блок-схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п.

Знание рациональных приемов работы с текстом как основа продуктивной учебной и научно-познавательной деятельности учащихся.

Тема 3.4. Составление библиографического описания документа

Составление библиографического описания как вид свертывания. Библиографическое описание как модель первичного документа. Подготовка монографического библиографического описания (на примере художественных книг и литературы о родном крае). Аналитическое библиографическое описание как модель части документа. Информативность элементов аналитического библиографического описания. Правила аналитического библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным аналитическим библиографическим описанием и возможностью разыскания документа. Выполнение инструкции, точное следование образцу описания при составлении аналитического библиографического описания (на примере научно-популярных статей).

Тема 3.5. Составление аннотаций

Аннотирование как вид свертывания информации. Сущность аннотирования: максимальное сокращение объема первичного документа при сохранении его основного содержания. Отличительные свойства аннотации как вторичного документа. Требования, предъявляемые к аннотации: краткость, обобщенный характер представления информации. Справочные и рекомендательные аннотации как вторичные документы: сходство и различия в структуре, языке, технологии подготовки.

Технология составления справочной аннотации: знакомство с элементами справочного аппарата документа (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.); чтение текста; выделение ключевых слов; составления плана аннотации; составление библиографического описания документа; подготовка связного текста аннотации, редактирование текста аннотации.

Технология составления рекомендательной аннотации: знакомство с элементами справочного аппарата документа (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.); чтение текста; выделение цитат, ярких примеров, фактов и т. п. из содержания первоисточника; формулирование собственных оценок и рекомендаций относительно первоисточника; составление плана аннотации; составление библиографического описания документа; подготовка связного текста аннотации, редактирование текста аннотации.

Правила оформления аннотаций.

Составление справочных и рекомендательных аннотаций.

Тема 3.6. Составление рефератов

Реферирование как вид свертывания информации. Объекты реферирования: научные статьи, главы из книг (монографий, сборников трудов и т. д.). Сущность реферирования: сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой пе­реработки. Отличительные свойства реферата как вторичного документа. Требования, предъявляемые к реферату: информативность, краткость.

Структура реферата: библиографическое описание, текст реферата, представляющий собой совокупность наиболее информативных аспектов содержания (объект исследования, цель работы; метод проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы); дополнительные сведения (указание на количество имеющихся в первичном документе таблиц, рисунков, библиографических ссылок).

Технология составления реферата: ознакомительное чтение, предварительный анализ на основе изучения справочного аппарата документа; внимательное чтение, углубленный анализ с целью исключения несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию документа; оценка значимости элементов первичного документа с точки зрения целесообразности отражения их в реферате; определение структуры реферата; подготовка и редактирование текста реферата; оформление реферата.

Правила оформления реферата.

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Тема 4.1. Технология подготовки планов

План как логическая схема, отражающая основное содержание текста, средство свертывания и развертывания информации. Представление о порядке анализа содержания текста как условие составления плана.

Формы представления сложного плана: в форме опорной схемы (план-опорная схема); в форме повествовательных или назывных предложений (назывной); в форме тезисов (тезисный). Составление различных по форме сложных планов на один и тот же текст. Достоинства и недостатки различных форм плана. Выбор формы плана в зависимости от задач учебной или научно-исследовательской деятельности старшеклассника.

Технология составления плана: чтение и анализ текста; выделение смысловых частей (абзацев); выделение информативных центров в абзацах, определение смысловых опор (ключевых слов) в абзацах; выбор вида плана; формулирование пунктов плана; оформление плана. Требования к оформлению плана.

Использование различных форм плана при написании сочинения, отзыва, подготовке конспектов, тезисов, выступлений и докладов.

Тема 4.2. Технология подготовки сочинений

Сочинение как вид самостоятельной учебной деятельности, в основе которой лежит самостоятельное создание письменного текста на определенную тему. Типовая структура сочинения: вступление, основная (главная) часть, заключение.

Обобщенное представление о многообразии жанров школьных сочинений и особенностях их подготовки.

Технология подготовки сочинения: осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; определение вида (жанра) сочинения; поиск информации по теме, отбор материала по теме сочинения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста сочинения в соответствии с избранным видом (жанром). Углубление представлений о редактировании текста как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности сочинения. Устранение орфографических и синтаксических ошибок, повторов; замена слов синонимами; устранение логических пропусков, нарушения внутренних связей в тексте и в предложениях как основные приемы редактирования текста сочинения.

Особенности технологии подготовки сочинений различных видов и жанров.

Тема 4.3. Технология подготовки конспектов

Конспект как вторичный текст, полученный в результате аналитико-синтетической переработки первоисточника. Индивидуализированный характер как специфическая черта конспекта.

Виды конспектов: по объему или по степени сжатия (краткие, подробные или развернутые, и смешанные); по количеству перерабатываемых источников (монографические и сводные или обзорные); по степени полноты отражения первоисточника (полный, выборочный); по форме представления информации (текстуальный, табличный, схематический); по способу заимствования фрагментов первоисточника (цитатный или дословный; перефразированный; переданный своими словами («перекодированный»)).

Основные требования к конспекту: выделение наиболее информативных фрагментов текста, соблюдение логических связей между структурными частями текста, отдельными частями конспектируемого текста.

Технология построения конспекта: чтение и анализ первоисточника; выделение основных смысловых частей текста; первичный отбор информации – сокращение избыточной информации (развернутой системы доказательств, примеров, иллюстраций и т. п.); вторичный отбор информации по признаку ее новизны, важности (в зависимости от цели конспектирования); обработка и свертывание отобранной информации: процедуры исключения, переформулирования и обобщения информации; фиксация информации в зависимости от избранного вида конспекта.

Выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации как важнейшие технологические операции подготовки конспекта.

Требования к оформлению конспекта.

Тема 4.4. Технология подготовки тезисов на основе первоисточников

Представление о тезировании как сжатом изложении (свертывании) текста, выделении в тексте наиболее существенной информации за счет ее обобщения.

Понятие о тезисах как вторичном тексте, подготовленном в результате свертывания информации, содержащейся в первоисточнике. Тезис как кратко сформулированное основное положение отдельной части текста статьи, учебника, монографии, доклада, лекции и т. п. Тезисы как совокупность последовательно пронумерованных основных идей, положений какого-либо первоисточника. Основные требования к тезисам: полнота, точность, лаконичность.

Технология подготовки тезисов: чтение и анализ первоисточника; выделение основных смысловых частей текста; первичный отбор информации – сокращение избыточной информации (исключение подробностей, деталей; развернутой системы доказательств, примеров, иллюстраций и т. п.); вторичный отбор информации по признаку ее новизны, важности (в зависимости от цели тезирования); обработка и свертывание отобранной информации: процедуры исключения, переформулирования и обобщения информации (вычленение единичных фактов, подбор языковых средств их обобщенной передачи), составление нового текста; запись тезисов.

Требования к оформлению тезисов.

Тема 4.5. Технология подготовки учебных рефератов

Многозначность понятия «реферат». Отличия реферата как вторичного документа от учебного реферата. Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы, содержащий различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Сочетание признаков первичного и вторичного документов в учебном реферате. Требование к учебному реферату: проблемно-тематический характер изложения материала; наличие библиографических ссылок на использованную литературу; выражение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему и ее освещение в литературе.

Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы; заключение, список литературы.

Этапы работы над учебным рефератом: выбор темы; осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; поиск информации по теме, отбор материала по теме реферата (не менее 8–10 источников); составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме реферата; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста реферата; оформление списка литературы к реферату в соответствии с правилами библиографического описания документов.

Правила оформления учебного реферата.

Критерии оценки учебного реферата: соответствие содержания теме; глубина проработки материала; обоснованность суждений и оценок; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата стандартам.

Тема 4.6. Технология подготовки выступлений, докладов

Выступление и доклад как типичные виды публичной речи. Особенности публичной речи, ее отличие от речи письменной.

Выступление и его свойства: актуальность тематики, выражение позиции выступающего, оригинальность формы, эмоциональность, выразительность.

Виды выступлений: подготовленные заранее (речь, публичное заявление, выступление на конференции, в дискуссии, на читательских конференциях, литературных вечерах и т. п.) и экспромты (на диспутах, на собраниях и т. д.).

Доклад и его свойства: наличие большого объема информации, аргументированной и иллюстрированной серией примеров. Отличие доклада от выступления по основательности информации и времени исполнения.

Зависимость состава аспектов содержания в структуре доклада, выступления от специфики слушателей (возраст, уровень профессиональной компетентности и др.), цели и характера мероприятия, личностной целевой установки докладчика.

Технология подготовки доклада и выступления, подготовленного заранее: выбор темы доклада, определение цели, оценка состава слушателей; структурно-семантический анализ темы; поиск информации по теме, отбор теоретического, фактического и практического материала, определение принципов построения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста.

Специфические особенности технологии подготовки выступления и доклада как устной публичной речи.

Тема 4.7. Технология подготовки отзывов

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному. Рассуждение как ведущий тип речи, используемый при подготовке отзыва. Структура отзыва: информационная и оценочная части.

Отзыв о спектакле (самостоятельно или коллективно просмотренном).

Структура (элементы) отзыва: сведения о названии спектакля и его создателях (драматурге, режиссере, ведущих актерах и др.); мотивы и цели автора отзыва; тема, идея спектакля. Общая оценка спектакля; оценка режиссерского замысла, игры актеров, художественного оформления спектакля (работы театрального художника); оценка отдельных фрагментов спектакля; музыки к спектаклю; рекомендации.

Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к спектаклю как обязательный элемент отзыва.

Технология подготовки отзыва: просмотр спектакля; поиск и отбор источников информации о спектакле (критических статей, рецензий и т. п.); составление плана отзыва; отбор ярких примеров, фактов, цитат, раскрывающих отношение автора отзыва к увиденному; подготовка связного текста отзыва; редактирование и оформление отзыва.

Комбинация различных приемов изложения (описания, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке отзыва на фильм.

Составление отзывов на конкретные спектакли.

Список литературы

Литература общего характера к программе

1.   Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org

2.   Диомидова, Г. Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений [Текст] / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.

3.   Коджаспирова, Г. М., Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4.   Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.

5.   Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.

6.   Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

7.   Матвеева, Т. В. Учебный словарь [Текст]: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.

8.   О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького; составители В. В. Попова, Н. Н. Федоренко. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.

9.   Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://dictionary.bio.ru

10.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.

11.   Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.

12.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. А-М. – 608 с.

13.   Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т. 2. М-Я. – 672 с.

14.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

15.   Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1.   Бардин, К. В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.

2.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

3.   Винтерих, Дж. Приключения знаменитых книг [Текст]: [пер. с англ.] / Е. Сквайрс, Дж. Винтерих. – 3-е изд. – М.: Книга, 1985. – 254 с.

4.   Воройский, Ф. С. Систематизированный толковый словарь по информатике [Текст]: вводный курс по информатике и вычислительный технике в терминах / Ф. С. Воройский. – М.: Либерия, 1998. – 375 с.

5.   Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 349 с.

6.   Книга [Текст]: энциклопедия / под ред. И. Баренбаум. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 800 с.

7.   Книговедение [Текст]: энциклопедический словарь / ред. кол. Н. М. Сикорский [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.

8.   Книгочей [Текст]: библиографический справочник для дела и досуга /
гл. ред. С. И. Самсонов. – М.: Либерея, 2000. – 152 с.

9.   Краткий справочник книголюба [Текст] / К. М. Биткова, М. Б. Васильева, С. А. Вуль. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1984. – 480 с.

10. Кузнецов, И. Н. Интернет в учебной и научной работе [Текст]: практическое пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 192 с.

11. Левин, В. И. Все об информации [Текст] / В. И. Левин. – М.: Росмэн – Пресс, 2003. – 384 с.

12. Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Левина, М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.

13. Львов, С. Л. Книга о книге [Текст]: для учащихся старших классов / С. Л. Львов. – М.: Просвещение, 1980. – 207 с.

14. Мильчин, А. Э. Культура книги. Что делает книгу удобной для читателя [Текст]: справочное пособие / А. Э. Мильчин. – М.: Книжная палата, 1992. – 223 с.

15. Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития [Текст] / И. С. Мелюхин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 208 с.

16. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Минералова. – М.: Владос, 2002. – 175 с.

17. Михеева, Е. В. Информационные технологии [Текст]: элективный ориентированный курс для учащихся 9 кл.: книга для чтения (хрестоматия) / Е. В. Михеева. – М.: Академия, 2004. – 160 с. – (предпрофильная подготовка школьников).

18. Михеева, Е. В. Информационные технологии [Текст]: элективный ориентированный курс для учащихся 9 кл.: программа курса: методич. пособие / Е. В. Михеева. – М.: Академия, 2005. – 96 с. – (предпрофильная подготовка школьников).

19. Моргенштерн, И. Г. Информационное общество [Текст]: учеб. пособие для студентов информационно-библиотечных факультетов. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 128 с.

20. Немировский, Е. Л. Мир книги [Текст]: с древнейших времен до начала XX века / Е. Л. Немировский. – М., 1986. – 287 с.

21. Немировский, Е. Л. Путешествие к истокам книгопечатания [Текст] / Е. Л. Немировский. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.

22. Новожилова, Н. В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. – № 4. – С. 148–152.

23. Новожилова, Н. В. Использование Интернета в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 156–160.

24. Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова, М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.

25. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагогических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.

26. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов. / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

27. Советские детские писатели [Текст]: биобиблиографический словарь (1917–1957) / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.

28. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

29. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники [Текст] / А. П. Ершов, Н. М. Шанский, А. П. Окунева; под ред. А. П. Ершева. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.   Бавин, С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах) [Текст]: популярная библиографическая энциклопедия / С. Бавин. – М.: Книжная палата, 1991. – 202 с.

2.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

3.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. библиотека РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

4.   Брауде, Л. Р. Основы библиотечно-библиографических знаний [Текст]: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Л. Р. Брауде, В. Н. Ронжес,
О. В. Чеснокова. – М.: Высшая школа, 1987. – 94 с.

5.   Гецов,Г. Г. Работа с книгой [Текст]: рациональные приемы / Г. Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 109 с.

6.   Кинг, Э. Как пользоваться библиотекой [Текст]: практическое руководство для учащихся и студентов [пер. с анг.] / Э. Кинг. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.

7.   Книга [Текст]: энциклопедия / под ред. И. Баренбаум. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 800 с.

8.   Книговедение [Текст]: энциклопедический словарь / ред. кол. Н. М. Сикорский [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 664 с.

9.   Книгочей [Текст]: библиографический справочник для дела и досуга / гл. ред. С. И. Самсонов. – М.: Либерея, 2000. – 152 с.

10. Краткий справочник книголюба [Текст] / К. М. Биткова, М. Б. Васильева, С. А. Вуль. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1984. – 480 с.

11. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся / М. Р. Львов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 271 с.

12. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся 5–9 кл. / М. Р. Львов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 352 с.

13. Львов, В. В. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / В. В. Львов. – 2-е изд. стереотипное. – М.: Дрофа, 2005. – 275 с.

14. Львова, С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 109 с.

15. Порудоминский, В. Повесть о толковом словаре [Текст] / В. Порудоминский. – М.: Книга, 1981. – 125 с.

16. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

17. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

18. Шапиро, Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки. – 1975. – № 2. – С. 36–42.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1.   Бабинский, М. Б. Как читать художественную литературу [Текст]: пособие для учащихся, абитуриентов и учителей / М. Б. Бабинский. – М.: Валент, 1998. – 199 с.

2.   Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Баранов. – 2-е изд., испр. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 360 с.

3.   Безрукова, В. Конспект и конспектирование [Текст] / В. Безрукова // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150–154.

4.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

5.   Биткова, К. М. Краткий справочник книголюба [Текст] / К. М. Биткова, М. Б. Васильева, С. А. Вуль. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Книга, 1984. – 480 с.

6.   Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенкская Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 256 с. – Сер. «Шпаргалки».

7.   Власьева, Л. Ф. О работе с учебником и критической статьей [Текст] / Л. Ф. Власьева // Литература в школе. – 1982. – № 5. – С. 28–32.

8.   Гецов, Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты [Текст] / Г. Г. Гецов. – М.: Знание, 1989. – 142 с.

9.   Гецов, Г. Г. Работа с книгой [Текст]: рациональные приемы / Г. Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 109 с.

10. Гиленсон, П. Г. Справочник технического редактора [Текст] / П. Г. Гиленсон. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Книга, 1978. – 366 с.

11. Граник, Г. Г. Когда книга учит / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

12. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности[Текст]: книга для учителя: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1993. – 203 с.

13. Западов, А. В глубине строки [Текст]: о мастерстве читателя / А. Западов. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1975. – 295 с.

14. Каплан, И. Е. Анализ языка художественного произведения [Текст]: пособие для учителя / И. Е. Каплан. – СПб.: Просвещение, 1992. – 156 с.

15. Кинг, Э. Как пользоваться библиотекой [Текст]: практическое руководство для учащихся и студентов [пер. с анг.] / Э. Кинг. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.

16. Купина, Н. А. Русское красноречие [Текст]: хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов / Н. А. Купина, Т. В Матвеева. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 336 с.

17. Курдюмова, Т. Ф. Формирование умений в процессе изучения курса литературы в 4–10 классах [Текст] / Т. Ф. Курдюмова, С. Н. Громцева // Литература в школе. – 1983. – № 4. – С. 19–30.

18. Ладанов, И. Д. Техника быстрого чтения [Текст]: практ. пос. с упр. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 144 с.

19. Лезер, Ф. Рациональное чтение [Текст] / Ф. Лезер. – М.: Педагогика, 1980. – 156 с.

20. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе [Текст]: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 157 с.

21. Лиу, М. Как научить быстро читать [Текст] / М. Лиу, Э. Лиу. – М.: Вече, 1998. – 304 с.

22. Львова, С. И. Русский язык в кроссвордах [Текст] / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.

23. Львова, С. И. Уроки словесности 5–9 кл. [Текст]: пособие для учителя / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2000. – 416 с.

24. Маранцман, В. Г. Труд читателя [Текст]: от восприятия литературного произведения к анализу: книга для учащихся старших классов средней школы / В. Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1986. – 124 с.

25. Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и развития читателя школьника [Текст] / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 1980. – № 1. – С. 25–35.

26. Маранцман, В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов [Текст] / В. Г. Маранцман // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 54–61.

27. Мильчин, А. Э. Культура книги. Что делает книгу удобной для читателя [Текст]: справочное пособие / А. Э. Мильчин. – М.: Книжная палата, 1992. – 223 с.

28. Никаноров, В. В. Без внимания к слову нет хорошего читателя [Текст]: из опыта лингвостилистического анализа на уроках литературы в 4–7 кл. / В. В. Никаноров // Литература в школе. – 1989. – № 2. – С. 50–63.

29. Николаева, Л. А. Учись быть читателем [Текст]: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой / Л. А. Николаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

30. Рожина, Л. Н. Искусство быть читателем [Текст]: книга для учащихся / Л. Н. Рожина. – Минск: Нар. Асвета, 1987. – 213 с.

31. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М., 1994. – 400 с.

32. Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста [Текст] / В. И. Свинцов. – М.: Книга, 1979. – 272 с.

33. Современные вопросы анализа литературного произведения в школе [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. – М., 1986. – 119 с.

34. Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы: сб. науч. тр. / НИИ школ. – М., 1986. – 189 с.

35. Читаем. Думаем. Спорим [Текст]: кн. для самост. работы уч-ся по лит.: 9 кл. / авт.-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение: учеб. лит., 1996. – 334 с.

36. Шевченко, Н. В. Основы лингвистики текста [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Шевченко. – М.: Приор-издат, 2003. – 160 с.

Раздел IV.  Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

1.   Айзерман, Л. С. Сочинения о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман // Рус. яз. в шк. – 1996. – № 1. – С. 9–16; № 2. – С. 3–11; № 4. – С. 15–22; № 5. – С. 3–13.

2.   Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

3.   Алдакаева, Н. Г. Сочинение как вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи [Текст] / Н. Г. Алдакаева // Образование в современной школе. – 2001. – № 8. – С. 27– 33.

4.   Безрукова, В. Конспект и конспектирование [Текст] / В. Безрукова // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150– 154.

5.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. библиотека РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

6.   Гиленсон, П. Г. Справочник технического редактора [Текст] / П. Г. Гиленсон. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Книга, 1978. – 366 с.

7.   Голуб, И. Б. Сочинения и изложения без репетитора [Текст] / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.

8.   Демина, Л. А. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования [Текст] / Л. А. Демина, Г. А. Гузхман // Образование в современной школе. – 2001. – № 1. – С. 38–40.

9.   Дубинская, М. С. Обучение сочинениям на литературную тему [Текст]: по­собие для учителя / М. С. Дубинская. – Киев: Рад. шк., 1988. – 156 с.

10. Егорова, А. А. Как написать сочинение на «пять» [Текст] / А. А. Егорова. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

11. Как работать над сочинением [Текст]: метод. пособие к письменному эк­замену по рус. яз. и лит. / Сарат. гос. ун-т им. Чернышевского; [при­нимали участие П. А. Бугаенко и др]. – 2-е изд. – Саратов: Изд-во Са­рат. ун-та, 1984. – 70 с.

12. Калганова, Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах [Текст] / Т. А. Калганова. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.

13. Каменская, Л. Я. Школьное сочинение по литературе [Текст]: темы и жа­нры соч. послед. лет: кн. для учащихся старших классов. – М.: Про­свещение, 1994. – 174 с.

14. Капинос, В. И. Изложения [Текст]: тексты с лингвистическим анализом / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНИА – пресс, 1994. – 185 с.

15. Карнаух, Н. Л. Письменные работы по литературе [Текст]: 9–11 классы / Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

16. Кертес, М. Л. Сочинение [Текст]: подготовка, написание, анализ / М. Л. Кертес; Коопе­ратив «Моск. лицей». Заоч. отд-е. – М., 1991. – 31 с.

17.  Киреев, В. Л. Творческие работы на уроках литерату­ры [Текст]: соч., интервью, репортаж, очерк, рассказ / В. Л. Киреев, Б. Б. Киреева. – Саранск: Мордов. кн. из-во, 1993. – 188 с.

18. Коган, И. И. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении [Текст] / И. И. Коган, Н. В. Козловская. – 3-е изд. – СПб.: Азбука-классика: Сага, 2004. – 80 с.

19. Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации [Текст]: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.

20. Концевой, М. П. Рецензия как метод формирования ценностных ориентиров учащихся [Текст] / М. П. Концевой // Информатика и образование. – 2002. – № 4. – С. 31–34.

21. Крундышев, А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы [Текст] / А. А. Крундышев. – М.: Высш. шк., 1987. – 110 с.

22. Кузин, Ф. А. Культура делового общения [Текст]: практическое пособие / Ф. А. Кузин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2004. – 320 с.

23. Новожилова, Н. В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. – № 4. – С. 148–152.

24. Новожилова, Н. В. Использование Интернета в исследовательской деятельности учителей и учащихся [Текст] / Н. В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003. – № 5. – С. 156–160.

25. Пантелеева, Н. К. Реферат – один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся [Текст] / Н. К. Пантелеева // География в школе. – 2001. – № 7. – С. 68–77.

26. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Текст] / Д. Э. Розенталь. – М., 1994. – 400 с.

27. Русская литература в сочинениях старшеклассников [Текст] / сост. М. А. Нянковский. – Ярославль: Акад. развития, 1998. – 317 с.

28. Скиргайло, Т. О. Методика Обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров [Текст]: пособие для учителей / Т. О. Скиргайло. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2004. – 352 с.

29. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

30. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: тезисы, конспекты, доклады, рефераты: учебник для студентов вузов / М. Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000. – 239 с.

31. Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. – 128 с.

32. Хуторецкий, М. И. Школьный реферат и основание требования к его описанию [Текст] / М. И. Хуторецкий // Завуч. – 2001. – № 8. – С. 82–85.

33. Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

^