Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 8-го класса

Составители:
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.

Введение

Успешность современного человека, результаты учебной, профессиональной и иной деятельности все в большей степени определяются уровнем его готовности постоянно учиться, самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности; карьера, преуспевание современного человека во многом зависят от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию. Особое значение в этих условиях приобретает целенаправленная, систематическая информационная подготовка учащихся в системе общего образования. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина ХХI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль в этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры личности».

Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-е классы. Важное место в предлагаемой системе информационного обучения отводится 8 и 9 классам. Согласно градации, основанной на психофизиологических особенностях возраста учащихся, именно эти классы являются рубежными между отрочеством и юностью. Переход на новый, более высокий уровень понимания курса «Основы информационной культуры личности» соответствует характерному для этого возраста интересу к проблемам самопознания и самоопределения человека.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной деятельности  (подготовка сочинений, учебных рефератов, докладов и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных видах информационных ресурсов, типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование навыков информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание технологии информационного поиска.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – обучение основным видам аналитико-синтетической переработки информации: составлению библиографического описания, аннотированию и реферированию. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является представление о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации, знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности учащихся.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, конспектов, тезисов на основе первоисточников, учебных рефератов, докладов и выступлений, отзывов. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существенным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия. Принципиально важным является соблюде­ние единства требований, формируемых в результате изучения курса «Основы информационной культуры личности», с аналогичными требованиями, выдвигаемыми преподавателями других учебных дисциплин к содержанию и форме сочинений, учебных рефератов, докладов, отзывов как наиболее сложных видов самостоятельной учебной и познавательной деятельности учащихся.

Для успешного восприятия курса «Основы информационной куль­туры личности» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности.

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит подросткам более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.

3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.

Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 38 часов. Начало и завершение курса целесообразно сопровождать тестированием. Итоговый контроль предполагает проведение зачета.

Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения содержания курса, принципов его структурирования и содержательного наполнения. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» 2
1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 2
1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации 2
1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2
Итого по разделу 8
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2
2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2
Итого по разделу 6
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 2
3.2. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 2
3.3. Составление библиографического описания документа 2
3.4. Составление аннотаций 2
3.5. Составление рефератов 2
Итого по разделу 10
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
4.1. Технология подготовки планов 2
4.2. Технология подготовки сочинений 2
4.3. Технология подготовки конспектов 2
4.4. Технология подготовки тезисов на основе первоисточников 2
4.5. Технология подготовки учебных рефератов 2
4.6. Технология подготовки выступлений, докладов 2
4.7. Технология подготовки отзывов 2
Итого по разделу 14
Всего 38

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности»

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература.

Расширение представлений об информации. Виды информации по сфере возникновения: социальная, циркулирующая в обществе; техническая, отражающая взаимодействие «человек – автомат», «автомат – автомат»; биологическая (информация в животном и растительном мире); генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму). Традиционные (печатные) и электронные источники социальной информации. Персональный компьютер как средство получения, обработки и передачи информации. Человек и информация. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.

Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося восьмого класса. Роль информационной культуры в обеспечении эффективной учебно-познавательной деятельности школьника.

Тема 1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Определение понятия «документ». Первичные и вторичные документы. Классификация документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-популярные, литературно-художественные, массово-политические, для досуга, рекламные, производственно-практические, научные, официальные.

Расширение представлений о видах документов по регулярности выхода в свет: периодические, непериодические, сериальные.

Виды документов по широте распространения: опубликованные, неопубликованные, непубликуемые. Представление о деловых документах как разновидности непубликуемых документов. Основные виды деловых документов: распорядительные (постановления, распоряжения, приказы), организационные (положения, уставы, инструкции), документы по личному составу (заявления о приеме на работу, характеристики, автобиографиии, приказы по личному составу и др.). Автобиография как деловой документ.

Расширение представлений об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для школьников.

Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания, аннотирование, реферирование. Вторичные документы как результаты свертывания информации.

Многозначность понятия «реферат». Отличие реферата как вида самостоятельной учебной деятельности учащихся от реферата как вторичного документа. Объекты реферирования как подготовки вторичных документов: учебная, научная, научно-популярная литература. Реферат как вторичный документ, отвечающий на вопрос, что именно содержится в первичном документе. Представление о реферате как о кратком точном изложении содержания первичного документа, включающем основные фактические сведения и выводы без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Информативность как основное свойство реферата.

Требования к реферату: информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение содержания документа, основных фактических сведений и выводов; лаконичность, четкость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации; отсутствие дублирования в тексте реферата тех сведений, которые содержатся в библиографическом описании реферируемого документа; соответствие языка и стиля реферата языку и стилю научной литературы; отсутствие интерпретации содержания реферируемого документа, критических замечаний и точки зрения автора реферата (кроме случаев, когда исходный текст содержит явные ошибки), а также информации, которой нет в исходном документе.

Аннотации и рефераты как вторичные документы: сходство и различие.

Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

Расширение представлений о типах детской библиотеки (городская, областная, краевая, республиканская). Информационные продукты и услуги, предоставляемые детской библиотекой для подростков.

Средства ориентирования в информационных ресурсах детской библиотеки (краеведческая картотека, электронный каталог).

Мультимедиа-ресурсы библиотеки для подростков (дискеты с обучающими программами и играми, видео- и аудиокассеты, DVD и т. д).

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации как источники информации о литературе для детей.

Сравнение, сопоставление возможностей различных каталогов и картотек как средств ориентирования в информационных ресурсах библиотеки.

Интернет-ресурсы для подростков (новости, конкурсы, игры, общение):

- Школьный сектор Ассоциации научных и учебных организаций пользователей компьютерных сетей и передачи данных http://school-sector.relarn.ru/

- «Тинейджер.ru» – ресурс для школьников (новости, разделы для учителей и родителей, разделы для школьников, чаты, форумы, конкурсы, библиотеки и справочники) http://teen.fio.ru/

- Каталог Интернет-ресурсов для школьников «Школьный мир» http://school.holm.ru

- «Школьный мир»: клубы http://school.holm.ru/club/

- «Школьный мир»: каникулы http://school.holm.ru/holiday/

Библиотечные ресурсы Интернета:

- Каталог электронных библиотек:

http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/Literature/Online_Libraries/

- «Школьный мир»: библиотеки http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

- «Библиотека Максима Мошкова» (художественная, научная иучебная литература, музыка) http://lib.ru/

- «Журнальный зал» (электронная библиотека журналов) http://magazines.russ.ru/

- «Библиотека RIN.RU»: золотой фонд мировой литературы http://lib.rin.ru/

- «Фундаментальная электронная библиотека»: русская литература и фольклор http://feb-web.ru/

- «Школьный мир»: энциклопедии http://school.holm.ru/enciclopedia/

- «Фундаментальная электронная библиотека»: словари, энциклопедии http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

Использование возможностей библиотеки в учебной и познавательной деятельности подростка.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Ситуации, порождающие адресные запросы. Адресный запрос как проявление информационной потребности в конкретном документе. Основные поисковые элементы в структуре библиографического описания, используемые при адресном поиске: фамилия автора, составителя, редактора, коллективный автор, заглавие документа.

Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска. Алгоритм поиска документов в алфавитном каталоге. Логические комплексы в алфавитном каталоге. Типичные обстоятельства, вызывающие затруднения у пользователя при работе с алфавитным каталогом: авторы-однофамильцы, псевдонимы, коллективный автор и др.

Авторские указатели в информационных изданиях как средство адресного библиографического поиска. Алгоритм перехода от библиографического к библиотечному адресному поиску. Соблюдение основных правил библиографического описания документов как залог успешности адресного поиска информации.

Алгоритмы разыскания отдельных классов документов: книг, статей, периодических и продолжающихся изданий, аудиовизуальных документов и др.

Особенности адресного поиска в Интернете.

Применение результатов адресного поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся средних классов.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Сущность понятий «факт», «фактографическая информация». Место фактов и фактографической информации в структуре учебного и научного знания. Фактографические запросы и их разновидности. Ситуации, порождающие фактографические запросы.

Справочные издания как источник фактографической информации. Типология справочных изданий.

Алгоритм выполнения фактографических запросов. Особенности выполнения фактографических запросов отдельных типов.

Особенности фактографического поиска в Интернете.

Применение результатов фактографического поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся: при углубленном изучении учебных дисциплин, подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, конференциях и т. п.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Тематический запрос как проявление потребности в документах по определенной теме, предмету, вопросу, отрасли знания, в публикациях о лице, учреждении, географическом объекте и т. п. Виды учебной и научно-исследовательской деятельности, порождающие тематические запросы.

Структурно-семантический анализ формулировки тематического запроса как условие эффективного информационного поиска. Понятие о предмете и аспекте поиска, монотематических и политематических запросах. Проблема адекватного отражения информационной потребности в формулировке тематического запроса. Параметры, позволяющие уточнить первоначальный тематический запрос.

Источники, обеспечивающие выполнение тематического информационного поиска: библиографические издания (текущие библиографические указатели, обзорные и реферативные издания, прикнижные и пристатейные списки литературы, каталоги (систематический, предметный), картотеки (систематическая картотека статей, тематические, специальные, краеведческие и др.), Интернет.

Алгоритм тематического поиска в информационных изданиях и библиографических указателях; в систематическом и предметном каталогах; в Интернете.

Причины неудовлетворительных результатов тематического информационного поиска и способы их предотвращения. Способы уточнения тематического запроса с целью достижения полноты и точности выдачи информации.

Применение результатов тематического поиска информации в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Тема 3.1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Текст и его свойства. Расширение представлений об учебных, научно-познавательных, художественных текстах. Смысловые и структурные особенности учебных, научно-познавательных, художественных текстов.

Структура (схема построения) научно-познавательного текста: введение, основная часть, заключение.

Классификация структурных элементов текста. Факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома в структуре текста. Различение целого и частей в тексте. Законченные по смыслу части текста. Основная тема текста в целом и представление о микротемах частей текста. Смысловые связи между частями научно-познавательных текстов. Поиск и выделение значимых смысловых связей и отношений между частями целого текста. Слова, отражающие в тексте смысловые отношения «род – вид», «целое – часть», и их роль для понимания смысла текста. Опорные (ключевые) и многозначные слова как основа понимания текста.

Работа с текстом: определение функционального стиля текста, используемых в нем функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение). Анализ текста: выделение темы и основной мысли текста.

Тема 3.2. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами

Анализ содержания текста. Самостоятельное осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрации. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль). Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного. Развитие приемов понимания прочитанного, умения перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Представление о неявном, скрытом смысле сообщения (контексте).

Развитие представлений об основных приемах работы с текстом, обсепечивающих его понимание: ответы на готовые вопросы к тексту; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление основной мысли в тексте; определение темы и микротем текста; сортировка и группировка материала; деление текста на смысловые части и озаглавливание частей текста; выделение основных частей рассуждения (вопрос или проблема, тезис, аргументы, выводы) и определение средств связи между ними в тексте.

Высказывание отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения.

Тема 3.3. Составление библиографического описания документа

Составление монографического библиографического описания (на примере научно-популярных книг). Аналитическое библиографическое описание как модель части документа. Информативность элементов аналитического библиографического описания. Правила аналитического библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным аналитическим библиографическим описанием и возможностью разыскания документа. Выполнение инструкции, точное следование образцу описания при составлении аналитического библиографического описания (на примере статьи или небольшого рассказа из журнала, газеты).

Тема 3.4. Составление аннотаций

Аннотирование как вид свертывания информации. Сущность аннотирования: максимальное сокращение объема первичного документа при сохранении его основного содержания. Отличительные свойства аннотации как вторичного документа. Требования, предъявляемые к аннотации: краткость, обобщенный характер представления информации. Справочные и рекомендательные аннотации как вторичные документы: сходство и различие в структуре, языке, технологии подготовки.

Технология составления справочной аннотации: знакомство с элементами справочного аппарата документа (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.); чтение текста; выделение ключевых слов; составление плана аннотации; составление библиографического описания документа; подготовка связного текста аннотации, редактирование текста аннотации.

Технология составления рекомендательной аннотации: знакомство с элементами справочного аппарата документа (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.); чтение текста; выделение цитат, ярких примеров, фактов и т. п. из содержания первоисточника; формулирование собственных оценок и рекомендаций относительно первоисточника; составление плана аннотации; составление библиографического описания документа; подготовка связного текста аннотации, редактирование текста аннотации.

Правила оформления аннотаций.

Составление справочных и рекомендательных аннотаций.

Тема 3.5. Составление рефератов

Реферирование как вид свертывания информации. Объекты реферирования: научные статьи, главы из книг (монографий, сборников трудов и т. д.). Сущность реферирования: сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Отличительные свойства реферата как вторичного документа. Требования, предъявляемые к реферату: информативность, краткость.

Структура реферата: библиографическое описание, текст реферата, представляющий собой совокупность наиболее информативных аспектов содержания (объект исследования, цель работы; метод проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы); дополнительные сведения (указание на количество имеющихся в первичном документе таблиц, рисунков, библиографических ссылок).

Технология составления реферата: ознакомительное чтение, предварительный анализ на основе изучения справочного аппарата документа; внимательное чтение, углубленный анализ с целью исключения несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию документа; оценка значимости элементов первичного документа с точки зрения целесообразности отражения их в реферате; определение структуры реферата; подготовка и редактирование текста реферата; оформление реферата.

Правила оформления реферата.

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Тема 4.1. Технология подготовки планов

План как систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание и отражающий логическую структуру и композицию текста. Представление о порядке анализа содержания текста как условие составления плана.

Сложный план как результат высокоинтеллектуальной процедуры, отражающей детальное понимание текста. Технология составления сложного плана: чтение и анализ текста; разделение текста на смысловые части, имеющие общую микротему (смысловая группировка материала); выделение смысловых опорных пунктов в каждой смысловой части; выявление соподчиненности, связи, соотношения выделенных смысловых частей. Использование последовательно задаваемых вопросов «О ком или о чем говорится в тексте? Что именно говорится?» как прием логического анализа при составлении сложного плана.

Правила оформления сложного плана.

Использование сложного плана при написании сочинения, отзыва, подготовке выступлений и докладов.

Тема 4.2. Технология подготовки сочинений

Сочинение как вид самостоятельной учебной деятельности, в основе которой лежит самостоятельное создание письменного текста на определенную тему.

Особенности сочинения на основе литературного произведения. Анализ художественного произведения как обязательный этап подготовки сочинения на основе литературного произведения. Роль литературоведческих, критических публикаций при подготовке сочинения на основе литературного произведения. Цитаты и сноски в структуре сочинения на литературную тему. Правила оформления цитат и библиографических ссылок.

Типовая структура сочинения: вступление, основная (главная) часть, заключение.

Комбинация приемов описания, объяснения, рассуждения при подготовке сочинения на основе литературного произведения.

Формулирование и аргументация собственной точки зрения на анализируемое художественное произведение как обязательный элемент в структуре сочинения на литературную тему.

Технология подготовки сочинения: осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; определение вида (жанра) сочинения; поиск информации по теме, отбор материала по теме сочинения, чтение и анализ отобранной литературы, составление плана сочинения; систематизация материала в соответствии с планом сочинения; подбор фактов, примеров, цитат, раскрывающих тему сочинения и аргументирующих точку зрения автора; написание черновика сочинения; редактирование и оформление сочинения.

Подготовка сочинения на основе литературного произведения.

4.3. Технология подготовки конспектов

Конспект как вторичный текст, полученный в результате аналитико-синтетическая переработки первоисточника. Индивидуализированный характер как специфическая черта конспекта.

Основные требования к конспекту: выделение наиболее информативных фрагментов текста, соблюдение логических связей между структурными частями текста, отдельными частями конспектируемого текста.

Технология построения конспекта: чтение и анализ первоисточника; выделение основных смысловых частей текста; первичный отбор информации – сокращение избыточной информации (развернутой системы доказательств, примеров, иллюстраций и т. п.); вторичный отбор информации по признаку ее новизны, важности (в зависимости от цели конспектирования); обработка и свертывание отобранной информации: процедуры исключения, переформулирования и обобщения информации; фиксация информации в зависимости от избранного вида конспекта.

Выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации как важнейшие технологические операции подготовки конспекта.

Требования к оформлению конспекта.

4.4. Технология подготовки тезисов на основе первоисточников

Представление о тезировании как сжатом изложении (свертывании) текста, выделении в тексте наиболее существенной информации за счет ее обобщения.

Понятие о тезисах как вторичном тексте, подготовленном в результате свертывания информации, содержащейся в первоисточнике. Тезис как кратко сформулированное основное положение отдельной части текста статьи, учебника, монографии, доклада, лекции и т. п. Тезисы как совокупность последовательно пронумерованных основных идей, положений какого-либо первоисточника. Основные требования к тезисам: полнота, точность, лаконичность.

Технология подготовки тезисов: чтение и анализ первоисточника; выделение основных смысловых частей текста; первичный отбор информации – сокращение избыточной информации (исключение подробностей, деталей; развернутой системы доказательств, примеров, иллюстраций и т. п.); вторичный отбор информации по признаку ее новизны, важности (в зависимости от цели тезирования); обработка и свертывание отобранной информации: процедуры исключения, переформулирования и обобщения информации (вычленение единичных фактов, подбор языковых средств их обобщенной передачи), составление нового текста; запись тезисов.

Требования к оформлению тезисов.

Тема 4.5. Технология подготовки учебных рефератов

Многозначность понятия «реферат». Отличия реферата как вторичного документа от учебного реферата. Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательская работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы; содержащий различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Сочетание признаков первичного и вторичного документов в учебном реферате. Требования к учебному реферату: проблемно-тематический характер изложения материала; наличие библиографических ссылок на использованную литературу; выражение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему и ее освещение в литературе.

Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы, заключение, список литературы.

Этапы работы над учебным рефератом: выбор темы; осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; поиск информации по теме, отбор материала по теме реферата (не менее 8–10 источников); составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме реферата; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста реферата; оформление списка литературы к реферату в соответствии с правилами библиографического описания документов.

Правила оформления учебного реферата.

Критерии оценки учебного реферата: соответствие содержания теме; глубина проработки материала; обоснованность суждений и оценок; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата стандартам.

Тема 4.6. Технология подготовки выступлений, докладов

Выступление и доклад как типичные виды публичной речи. Особенности публичной речи, ее отличие от речи письменной.

Выступление и его свойства: актуальность тематики, выражение позиции выступающего, оригинальность формы, эмоциональность, выразительность.

Доклад и его свойства: наличие большого объема информации, аргументированной и иллюстрированной серией примеров. Отличие доклада от выступления по основательности информации и времени исполнения.

Технология подготовки доклада и выступления: выбор темы, определение цели, оценка состава слушателей; осмысление и обдумывание, анализ темы; поиск информации по теме, отбор теоретического, фактического и практического материала, определение принципов построения, составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов по теме; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста.

Специфические особенности технологии подготовки выступления и доклада как устной публичной речи.

Тема 4.7. Технология подготовки отзывов

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному. Рассуждение как ведущий тип речи, используемый при подготовке отзыва. Структура отзыва: информационная и оценочная части.

Отзыв о выставке картин (самостоятельно или коллективно просмотренной).

Структура (элементы) отзыва: общие сведения о выставке картин и месте ее проведения; мотивы и цели автора отзыва; введение в предмет обсуждения; описание выставки (принцип отбора картин на выставке; временной период; состав художников; жанры картин); комментарии; выделение и оценка отдельных произведений; рекомендации.

Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к выставке картин как обязательный элемент отзыва.

Технология подготовки отзыва: просмотр выставки; поиск и отбор источников информации о выставке (публикаций о творчестве художников, представленных на выставке; критических статей, рецензий и т. п.); составление плана отзыва; отбор ярких примеров, фактов, цитат, раскрывающих отношение автора отзыва к увиденному; подготовка связного текста отзыва; редактирование и оформление отзыва.

Комбинация различных приемов изложения (описания, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке отзыва на выставку картин.

Составление отзывов на посещенные выставки картин.

Список литературы

Литература общего характера к программе

1.   Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org

2.   Диомидова, Г. Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений [Текст] / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.

3.   Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь[Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4.   Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.

5.   Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова, при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.

6.   Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

7.   Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.

8.   О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького; сост. В. В. Попова, Н. Н. Федоренко. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.

9.   Педагогический энциклопедический словарь [Электронный курс] (http: //dictionary.bio. ru)

10. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.

11. Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. А-М. – 608 с.

13. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т. 2. М-Я. – 672 с.

14. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

15. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1.   Бачило, А. Г. Два путешествия с компьютером [Текст]: для детей / А. Г. Бачило, И. А. Ткаченко. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

2.   Абрамов, Ю. А. Сто великих книг [Текст] / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демкин. – М.: Вече, 1999. – 480 с.

3.   Бардин, К. В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.

4.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практ. пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ.  пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

6.   Веретенникова, Е. Г. Компьютер для начинающего пользователя [Текст]: технология выполнения заданий: задания для самостоятельного выполнения: практикум / Е. Г. Веретенникова, С. М. Патрушина, Н. Г. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 302 с.

7.   Воскобойников, В. М. Братья: Кирилл и Мефодий [Текст]: историческое повествование / В. М. Воскобойников. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 174 с.

8.   Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика – пресс, 1994. – 349 с.

9.   Кулагина, Н. В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях [Текст] / Н. В. Кулагина // Библиография. – 2001. – № 2. – С. 29–40.

10. Левин, В. И. Все об информации [Текст] / В. И. Левин. – М.: Росмэн – Пресс, 2003. – 384 с.

11. Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Левина, М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.

12. Львов, В. В. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / В. В. Львов. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 275 с.

13. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся / М. Р. Львов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 271 с.

14. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся 5–9 кл. / М. Р. Львов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 352 с.

15. Львова, С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 109 с.

16. Львова, С. И. Уроки словесности 5–9 кл. [Текст]: пособие для учителя / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2000. – 416 с.

17. Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития [Текст] / И. С. Мелюхин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 208 с.

18. Мильчин, А. Э. Культура книги. Что делает книгу удобной для читателя [Текст]: справочное пособие / А. Э. Мильчин. – М.: Книжная палата, 1992. – 223 с.

19. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Минералова. – М.: Владос, 2002. – 175 с.

20. Моргенштерн, И. Г. Информационное общество [Текст]: учеб. пособие для студентов информационно-библиотечных факультетов / И. Г. Моргенштерн. – 2-изд., испр. и доп. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 128 с.

21. Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова, М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.

22. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

23. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагогических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.

24. Советские детские писатели [Текст]: биобиблиографический словарь (1917–1957) / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.

25. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003 . – 559 с.

26. Юному книголюбу [Текст]: словарь-справочник / ред. И. Я. Линкова. – М.: Книга, 1978. – 192 с.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.   Абрамов, Ю. А. Сто великих книг [Текст] / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демкин. – М.: Вече, 1999. – 480 с.

2.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практ. пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

3.   Кинг, Э. Как пользоваться библиотекой [Текст]: практ. руководство для учащихся и студентов: [пер. с анг.] / Э. Кинг. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.

4.   Львов, В. В. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / В. В. Львов. – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 275 с.

5.   Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся 5–9 кл. / М. Р. Львов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 352 с.

6.   Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: пособие для учащихся [Текст] / М. Р. Львов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 271 с.

7.   Львова, С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 109 с.

8.   Львова, С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника: 5–11 классы [Текст] / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 160 с.

9.   Моргенштерн, И. Г. Занимательная библиография [Текст] / И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

10. Порудоминский, В. Повесть о толковом словаре [Текст] / В. Порудоминский. – М.: Книга, 1981. – 125 с.

11. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

12. Сергеев, В. Н. Словари – наши друзья и помощники [Текст]: книга для внеклассного чтения уч-ся 5–8 классов / В. Н. Сергеев. – М.: Просвещение, 1984. – 142 с.

13. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003 . – 559 с.

14.  Шапиро, Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки. – 1975. – № 2 . – С. 36–42.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1.   Гецов, Г. Г. Как читать книги, журналы, газеты [Текст] / Г. Г. Гецов. – М.: Знание, 1989. – 142 с.

2.   Гецов, Г. Г. Работа с книгой [Текст]: рациональные приемы / Г. Г. Гецов. – М.: Книга, 1984. – 109 с.

3.   Граник, Г. Г. Как учить школьников работать с учебником [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Знание, 1987. – 92 с.

4.   Граник, Г. Г. Когда книга учит [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

5.   Курдюмова, Т. Ф. Формирование умений в процессе изучения курса литературы в 4–10 классах [Текст] / Т. Ф. Курдюмова, С. Н. Громцева // Литература в школе. – 1983. – № 4. – С. 19–30.

6.   Лезер, Ф. Рациональное чтение [Текст] / Ф. Лезер. – М.: Педагогика, 1980. – 156 с.

7.   Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 1987. – 157 с.

8.   Лиу, М. Как научить быстро читать [Текст] / М. Лиу, Э. Лиу. – М.: Вече, 1998. – 304 с.

9.   Львов, С. Л. Книга о книге [Текст]: для учащихся старших классов / С. Л. Львов. – М.: Просвещение, 1980. – 207 с.

10.   Львова, С. И. Язык и речь [Текст]: книга для учителя: 8–9 кл. / С. И. Львова. – М.: Русское слово, 2000. – 200 с.

11.   Львова, С. И. Язык и речь [Текст]: учеб. пособие: 8–9 кл. / С. И. Львова. – М.: Русское слово, 2000. – 232 с.

12.   Львова, С. И. Уроки словесности 5–9 кл. [Текст]: пособие для учителя / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2000. – 416 с.

13.   Не бойся книги, школьник! Уроки петербургских словесников [Текст] / сост. и общ. ред. Н. М. Свириной. – СПб.: Азбука-классика: Сага, 2004. – 384 с.

14.   Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста [Текст] / В. И. Свинцов. – М.: Книга, 1979. – 272 с.

15.   Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.

16.   Чирва, А. Н. Книга в твоих руках [Текст]: книга для учащихся / А. Н. Чирва. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

17.   Читаем, думаем, спорим [Текст]: кн. для самост. работы уч-ся по лит.: 8 кл. / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1995. – 238 с.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

1.   Айзерман, Л. С. Сочинения о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман // Рус. яз. в шк. – 1996. – № 1. – С. 9–16; № 2. – С. 3–11; № 4. – С. 15–22; № 5. – С. 3–13.

2.   Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

3.   Алдакаева, Н. Г. Сочинение как вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи [Текст] / Н. Г. Алдакаева // Образование в современной школе. – 2001. – № 8. – С. 27–33.

4.   Егорова, А. А. Как написать сочинение на «пять» [Текст] / А. А. Егорова. – Ростов н/Д: Феникс,1997. – 512 с.

5.   Голуб, И. Б. Сочинения и изложения без репетитора [Текст] / И. Б. Голуб, Л. В. Давыдова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.

6.   Демина, Л. А. Школьный реферат как средство повышения эффективности экологического образования [Текст] / Л. А. Демина, Г. А. Гузхман // Образование в современной школе. – 2001. – № 1. – С. 38–40.

7.   Капинос, В. И. Изложения [Текст]: тексты с лингвистическим анализом / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНИА – пресс, 1994. – 185 с.

8.   Карнаух, Н. Л. Эссе как один из видов школьного сочинения [Текст] / Н. Л. Карнаух // Рус. словесность. – 2000. – № 5. – С. 52–59.

9.   Кутейникова, Н. Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках литературы в средней шко­ле [Текст] / Н. Е. Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. – СПб., 1993. – С. 125–135.

10.   Ладыженская, Т. А. Сочинение на уроках литературы как речевое произведение [Текст] / Т. А. Ладыженская. – // Лит. в шк. – 1981. – № 4. – С. 36–44.

11.   Московкина, И. И. Урок осмысления жанра эссе [Текст] / И. И. Московкина // Лит. в шк. – 1995. – № 6. – С. 90–93.

12.   Никитина, Е. И. Эссе-воспоминание [Текст]: на уроках литературы в 8 классе / Е. И. Никитина // Рус. яз. в шк. – 1999. – № 3. – С. 3–10.

13.   Пантелеева, Н. К. Реферат – один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся [Текст] / Н. К. Пантелеева // География в школе. – 2001. – № 7. – С. 68–77.

14.   Сигал, Л. М. Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе работы над сочинениями [Текст] / Л. М. Сигал // Педагогическое стимулирова­ние познавательной деятельности. – Куйбышев, 1983. – С. 60–88.

15.   Стрелец, Л. И. Особенности школьных сочинений разных жанров [Текст] / Л. И. Стрелец // Вестн. Челяб. пед. ин-та. Сер. 3. Филология. – 1995. – № 1. – С. 122–127.

16.   Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. – 128 с.

17.   Хуторецкий, М. И. Школьный реферат и основание требования к его описанию [Текст] / М. И. Хуторецкий // Завуч. – 2001. – № 8. – С. 82–85.

18.   Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

^