Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 6-го класса

Составители:
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.

ВВЕДЕНИЕ

Существенным компонентом содержания обучения в общеобразовательной школе является формирование умений учиться, самостоятельно добывать знания. Успешность этой работы во многом определяется наличием систематической, целенаправленной информационной подготовки. Особую роль в информационной подготовке личности призван сыграть учебный курс «Основы информационной культуры личности».

Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-е классы. Специфика организации обучения основам информационной культуры в 6-м классе определяется возрастными особенностями учащихся – младших подростков (широта и разнообразие интересов, их избирательность и неустойчивость; потребность в самовыражении и самоутверждении и др.).

Соответственно, освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование навыков информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание технологии информационного поиска.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – обучение основным видам аналитико-синтетической переработки информации: составлению библиографического описания и аннотированию. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности учащихся.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), требующихся в ходе учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, отзывов, биографий. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существенным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия. Принципиально важным является соблюде­ние единства требований, формируемых в результате изучения курса «Основы информационной культуры личности», с аналогичными требованиями, выдвигаемыми преподавателями конкретных учебных дисциплин к содержанию и форме сочинений, изложений, отзывов и т.п. как сложных видов учебной и познавательной деятельности учащихся.

Для успешного восприятия курса «Основы информационной куль­туры личности» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности:

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит старшеклассникам более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.

3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных  текстов.

Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 32 часа. Начало и завершение курса целесообразно сопровождть тестированием. Итоговый контроль предполагает проведение зачета.

Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения содержания курса, принципов его структурирования и содержательного наполнения. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса Количествочасов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» 2
1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 2
1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации 2
1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2
Итого по разделу 8
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2
2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2
Итого по разделу 6
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 2
3.2. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 2
3.3. Составление библиографического описания документа 2
3.4. Составление аннотаций 2
Итого по разделу 8
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
4.1. Технология подготовки планов 2
4.2. Технология подготовки сочинений 2
4.3. Технология подготовки изложений 2
4.4. Технология подготовки отзывов 2
4.5. Технология подготовки биографий 2
Итого по разделу 10
Всего 32

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности»

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры личности». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература.

Расширение представлений об информации. Виды информации с точки зрения необходимости использования технических средств: традиционная, непосредственно воспринимаемая человеком; машиночитаемая, смешанная. Источники информации: традиционные (бумажные), машиночитаемые (дискеты, компакт-диски, микрофиши и т. п.); смешанные (книги с вложенными компакт-дисками или микрофишами). Роль электронной информации в современном мире. Персональный компьютер как средство получения, обработки и передачи информации. Человек и информация. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.

Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося шестого класса. Роль информационной культуры в обеспечении эффективной учебно-познавательной деятельности школьника.

Тема 1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Определение понятия «документ». Первичные и вторичные документы. Классификация документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-популярные, литературно-художественные, массово-политические, для досуга, рекламные.

Расширение представлений о справочных изданиях (словари синонимов, иностранных слов, устаревших слов, терминологические, фразеологические словари и справочники).

Развитие представлений о периодических изданиях. Основные виды журналов: литературно-художественные, популярные, общественно-политические.

Виды документов по знаковой природе информации: текстовые, картографические, нотные, со шрифтом Брайля, изоиздания.

Расширение представлений об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для школьников.

Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания, аннотирование (на примере художественных и научно-популярных книг и статей). Вторичные документы как результаты свертывания информации. Расширение представлений об аннотации как вторичном документе с высоким уровнем обобщения информации. Аннотация как средство оперативного ознакомления с первичным документом. Место аннотации в структуре справочного аппарата книги.

Расширение представлений об основных видах аннотации: рекомендательных, справочных.

Справочная аннотация как краткая характеристика основных тем первичного документа без его оценки и рекомендаций по использованию. Особенности языка справочных аннотаций: безоценочный, бесстрастный, клишированный характер представления информации.

Аннотированные рекомендательные печатные библиографические указатели литературы и картотеки как источники вторичных документов: назначение и правила использования.

Возможности использования аннотации в учебной деятельности школьников, opганизации их самостоятельной работы.

Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

Место детской библиотеки в системе библиотечного обслуживания младших подростков. Информационные продукты и услуги, предоставляемые детской библиотекой.

Рекомендательные библиографические указатели для детей как источник информации о литературе для младших подростков.

Средства ориентирования в информационных ресурсах детской библиотеки (алфавитный и систематический каталог, картотека стихов, иллюстраций, электронный каталог).

Мультимедиа-ресурсы библиотеки для младших подростков (дискеты с обучающими программами и играми, видео- и аудиокассеты, DVD и т. д.).

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации как источники информации о литературе для детей.

Интернет-ресурсы для младших подростков (новости, конкурсы, игры, общение):

- Школьный сектор Ассоциации научных и учебных организаций пользователей компьютерных сетей и передачи данных http://school-sector.relarn.ru/

- «Тинейджер.ru» – ресурс для школьников (новости, разделы для учителей и родителей, разделы для школьников, чаты, форумы, конкурсы, библиотеки и справочники) http://teen.fio.ru/

- Каталог Интернет-ресурсов для школьников «Школьный мир» http://school.holm.ru

- «Школьный мир»: клубы http://school.holm.ru/club/

- «Школьный мир»: каникулы http://school.holm.ru/holiday/

Библиотечные ресурсы Интернета:

- Каталог электронных         библиотек: http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Culture/Literature/Online_Libraries/

- «Школьный мир»: библиотеки http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

- «Библиотека Максима Мошкова» (художественная, научная и учебная литература, музыка) http://lib.ru/

- «Журнальный зал» (электронная библиотека журналов) http://magazines.russ.ru/

- «Библиотека RIN.RU»: золотой фонд мировой литературы http://lib.rin.ru/

- «Фундаментальная электронная библиотека»: русская литература и фольклор http://feb-web.ru/

- «Школьный мир»: энциклопедии http://school.holm.ru/enciclopedia/

- «Фундаментальная электронная библиотека»: словари, энциклопедии http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

Использование возможностей библиотеки в учебной и познавательной деятельности младшего подростка.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения. Определение объекта адресного поиска: автор, заглавие документа.

Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги.

Алфавитный каталог и картотека заглавий произведений художественной литературы как источник адресного библиотечного поиска. База данных ГРДБ РСФСР «ЛИКС – ИЗБОРНИК» как источник адресного библиотечного поиска.

Алгоритм поиска художественной литературы (книг определенного автора и книг под заглавием).

Выполнение инструкции, точное следование образцу и алгоритму поиска литературы в алфавитном каталоге и картотеке заглавий художественных произведений.

Причины неудовлетворительных результатов поиска по адресному запросу: незнание источника и алгоритмов разыскания, искажение фамилии автора книги, незнание правил алфавитной расстановки карточек в каталогах и картотеках.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов.

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения. Определение объекта фактографического поиска: личность, страна, событие, животное, растение и др.

Справочные (детская энциклопедия, справочники для учащихся, отраслевые энциклопедические словари, словари антонимов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, толковые словари, словарики литературоведческих терминов в учебнике) издания как источник фактографической информации.

Алгоритм фактографического поиска по справочным изданиям.

Выполнение фактографического запроса по электронному справочному изданию.

Причины неудовлетворительных результатов поиска по фактографическому запросу – незнание источника и алгоритмов разыскания, неправильная формулировка запроса.

Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий, КВН.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме.

Определение объекта и аспекта тематического поиска. Ключевые слова как средство выражения тематических запросов. Использование справочных изданий для выявления синонимии и родо-видовых связей слов как важное условие точной формулировки тематического запроса.

Систематический каталог, систематическая картотека статей, краеведческая картотека как источники тематического разыскания в библиотеке.

Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге, картотеке.

Причины неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу – чрезмерное сужение или расширение области поиска («узкие» и «широкие» запросы).

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» как источники выполнения тематического запроса.

Использование результатов тематического разыскания при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий, КВН.

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Тема 3.1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Текст и его свойства. Расширение представлений об учебных, научно-познавательных, художественных текстах. Смысловые и структурные особенности учебных, научно-познавательных, художественных текстов.

Структура (схема построения) научно-познавательного текста: введение, основная часть, заключение.

Классификация структурных элементов текстов. Факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома в структуре текста. Различение целого и частей в тексте. Законченные по смыслу части текста. Основная тема текста в целом и представление о микротемах частей текста. Смысловые связи между частями научно-познавательных текстов. Поиск и выделение значимых смысловых связей и отношений между частями целого текста. Слова, отражающие в тексте смысловые отношения «род – вид», «целое – часть», и их роль для понимания смысла текста. Опорные (ключевые) и многозначные слова как основа понимания текста.

Работа с текстом: определение функционального стиля текста, используемых в нем функционально смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение). Анализ текста: выделение темы и основной мысли текста.

Тема 3.2. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами

Анализ содержания текста. Самостоятельное осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрации. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль). Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного. Развитие приемов понимания прочитанного – умения перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Представление о неявном, скрытом смысле сообщения (контексте).

Развитие представлений об основных приемах работы с текстом, обеспечивающих его понимание: ответы на готовые вопросы к тексту; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление в тексте основной мысли; определение темы и микротем текста; сортировка и группировка материала; деление текста на смысловые части и озаглавливание частей текста; выделение основных частей рассуждения (вопрос или проблема, тезис, аргументы, выводы) и определение средств связи между ними в тексте.

Высказывание отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения.

Тема 3.3. Составление библиографического описания документа

Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа. Выполнение инструкции, точное следование образцу описания при самостоятельном составлении библиографического описания на книгу нескольких авторов.

Тема 3.4. Составление аннотаций

Аннотирование как вид свертывания информации. Отличительные свойства аннотации как вторичного документа. Требования, предъявляемые к аннотации: краткость, обобщенный характер представления информации.

Справочная аннотация как вторичный документ, кратко характеризующий первичный документ, но не содержащий его оценки и рекомендаций по использованию.

Структура справочной аннотации: библиографическое описание документа, тема аннотируемого документа, целевое и читательское назначение документа. Технология составления справочной аннотации: знакомство с элементами справочного аппарата документа (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.); чтение текста; выделение ключевых слов; составления плана аннотации; составление библиографического описания документа; подготовка связного текста аннотации, объемом не более трех предложений; редактирование текста аннотации. Правила оформления аннотации.

Составление справочной аннотаций (на примере научно-популярной литературы; литературы о родном крае и родного края).

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Тема 4.1. Технология подготовки планов

Расширение представлений о плане как способе отражения состава, частей и логики изложения текста. План как основа систематизации материала. Представление о порядке анализа содержания текста как условие составления плана.

Виды плана по степени сложности: простые, сложные. Составление сложного плана как интеллектуальная процедура, отражающая детальное понимание текста. Правила составления и оформления сложного плана. Этапы составления сложного плана: разделение текста на смысловые части, имеющие общую микротему (смысловая группировка материала); выделение смысловых опорных пунктов в каждой смысловой части; выявление соподчиненности, связи, соотношения выделенных смысловых частей. Использование последовательно задаваемых вопросов: «О ком или о чем говорится в тексте? Что именно говорится?» как прием логического анализа при составлении сложного плана.

Правила оформления сложного плана: введение нумерации пунктов и подпунктов плана, отражающих логическое соподчинение смысловых частей текста. Нумерация как числовое или буквенное обозначение последовательности расположения составных частей текста. Системы нумерации, используемые при составлении сложного плана: римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы, сочетающиеся с абзацными отступами. Преимущества цифровой системы нумерации.

Использование сложного плана при написании сочинения, изложения, отзыва, подготовке выступлений и докладов.

Тема 4.2. Технология подготовки сочинений

Сочинение как письменный текст на определенную тему, самостоятельно созданный учащимся.

Расширение представлений о сочинении-рассуждении как сообщении на выбранную тему, представляющем собой цепь умозаключений, где из предшествующих суждений вытекают последующие. Логичность, доказательность как важнейшие свойства сочинений-рассуждений. Рассуждение как объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Структура рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Использование примеров, цитат для доказательства собственной мысли. Подбор фактов, приведение примеров, формулирование гипотезы, высказывание собственного мнения, построение доказательства, обоснование и формулировка выводов при подготовке сочинения. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»).

Трехчастная структура построения сочинения (вступление, основная часть, заключение) как проявление строгой логичности сочинений-рассуждений.

Комбинация приемов описания, объяснения, рассуждения при подготовке сочинения

Порядок работы над сочинением: осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; подбор словарей, книг, газет и журналов по теме сочинения, чтение и анализ отобранной литературы, составление плана сочинения; систематизация материала в соответствии с планом сочинения; подбор фактов, примеров, цитат, раскрывающих тему сочинения и аргументирующих точку зрения автора; написание черновика сочинения; редактирование и оформление сочинения. Правила оформления сочинения.

Подготовка сочинения на заданную тему с длительной подготовкой.

Тема 4.3. Технология подготовки изложений

Изложение как вид работы по развитию связной речи; как вторичный текст, представляющий собой воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Виды изложения по полноте передачи содержания и языковых средств: полные, близкие к тексту образца, выборочные и сжатые.

Углубление представлений о сжатом изложении как виде изложения, пересказа, предполагающем передачу лишь основного содержания излагаемого текста без деталей и подробностей. Основные этапы работы над сжатым изложением: отбор наиболее существенной информации; обобщение информации; построение нового («свернутого») текста. Способы сжатия текста: исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; сочетание исключения деталей и обобщения.

Порядок работы над сжатым изложением: ознакомительное (первичное) чтение текста, определение темы текста (о чем?); определение главной мысли текста (чему учит данное сообщение?); выяснение значения непонятных слов в тексте; повторное (углубленное) чтение текста; выделение главных смысловых частей по критерию новизны содержания; выделение ключевых (опорных) слов в смысловых частях как средство их озаглавливания; составление плана на основе заголовков частей текста; переформулирование и обобщение содержания каждой части (исключение подробностей, использование обобщающих слов, объединение частей по смыслу); составление плана сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать?); подготовка текста сжатого изложения каждой части; обеспечение логической связи между частями сжатого изложения; подготовка и редактирование текста сжатого изложения.

Основные характеристики, влияющие на подготовку изложения: особенности исходного текста (сложность, объем), способы его восприятия, задачи которые ставятся перед воспроизведением текста.

Сжатое изложение как основа аннотирования, конспектирования, подготовки докладов и сообщений.

Тема 4.4. Технология подготовки отзывов

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному.

Отзыв о фильме (самостоятельно или коллективно просмотренном).

Структура (элементы) отзыва: сведения о названии фильма и его создателях (режиссере, сценаристе и др.); мотивы и цели автора отзыва; указание на предмет обсуждения путем перехода от общего к частному; общая оценка фильма; тематическое содержание фильма, место и время действия в фильме; краткая характеристика работы режиссера и сценариста; краткий пересказ сюжета; формулировка идеи фильма; оценка отдельных фрагментов фильма и музыки к фильму; рекомендации.

Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к фильму как обязательный элемент отзыва.

Технология подготовки отзыва: просмотр фильма; поиск и отбор источников информации о фильме (критических статей, рецензий и т. п.); составление плана отзыва; отбор ярких примеров, фактов, цитат, раскрывающих отношение автора отзыва к увиденному; подготовка связного текста отзыва; редактирование и оформление отзыва.

Комбинация различных приемов изложения (описания, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке отзыва на фильм.

Составление отзывов (на примере художественных кинофильмов).

Тема 4.5. Технология подготовки биографий

Расширение представления о биографии как о жизнеописании людей. Виды биографий: научная, художественная, академическая, популярная.

Структура текста биографии. Особенности состава элементов биографии отдельных категорий лиц: писателей, ученых, актеров, спортсменов, полководцев и т. д.

Порядок работы над составлением биографии выдающихся людей. План как основа написания биографии. Подбор словарей, книг, газет и журналов, Интернет-ресурсов, характеризующих жизнь и деятельность выдающихся личностей. Анализ отобранных материалов: выбор основных фактов, необходимых для включения в биографию, исключение несущественных сведений. Объединение полученных сведений в единый текст.

Мемуары, письма, дневники, критические заметки и статьи, деловые документы современников как основа составления научной биографии.

Биография писателя. Жанры биографии писателя: биографическая справка, биографическая хроника, рассказ на основе фактов из жизни и творчества, слово о писателе, воспоминания и др.

Стилистические особенности различных жанров биографии.

Правила оформления и редактирования биографии. Самостоятельное составление биографии писателя.

Список литературы

Литература общего характера к программе

1.   Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia. org

2.   Диомидова, Г. Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений [Текст] / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.

3.   Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4.   Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.

5.   Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова, при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.

6.   Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник [Текст] / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

7.   Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.

8.   О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького; составители В. В. Попова, Н. Н. Федоренко. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.

9.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://dictionary.bio.ru

11. Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. А-М. – 608 с.

13. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т. 2. М-Я. –672 с.

14. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

15. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1.   Абрамов, Ю. А. Сто великих книг [Текст] / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демкин. – М.: Вече, 1999. – 480 с.

2.   Бардин, К. В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.

3.   Бачило, А. Г. Два путешествия с компьютером [Текст]: для детей / А. Г. Бачило, И. А. Ткаченко. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

4.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

6.   Веретенникова, Е. Г. Компьютер для начинающего пользователя [Текст]: технология выполнения заданий: задания для самостоятельного выполнения: практикум / Е. Г. Веретенникова, С. М. Патрушина, Н. Г. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 302 с.

7.   Галанов, Б. Е. Книжка про книжки [Текст]: очерки / Б. Е. Галанов. – 3-е изд., доп. – М.: Детская литература, 1985. – 175 с.

8.   Губанова М. И. Твоя домашняя библиотека: Советы учащимся 4-6 кл. [Текст] / М. И. Губанова. – М.: Книга, 1973. – 46 с.

9.   Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика – пресс, 1994. – 349 с.

10. Кулагина, Н. В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях [Текст] / Н. В. Кулагина // Библиография. – 2001. – № 2. – С. 29–40.

11. Левин, В. И. Все об информации [Текст] / В. И. Левин. – М.: Росмэн – Пресс, 2003. – 384 с.

12. Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учебное пособие / Е. Р. Левина, М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.

13. Линкова, И. Я. Ты и твоя книга [Текст]: книга для чтения / И. Я. Линкова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.

14. Линкова, И. Я. Час книги [Текст] / И. Я. Линкова. – М.: Книга, 1988. – 127 с.

15. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Минералова. – М.: Владос, 2002. – 175 с.

16. Моргенштерн, И. Г. Информационное общество [Текст]: учеб. пособие для студентов информационно-библиотечных факультетов /
И. Г. Моргенштерн. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Урал LTD, 2000. – 128 с.

17. Осетров, Е. И. Аз – свет миру [Текст]: повесть в новеллах о Руси из устной, письменной и печатной / Е. И. Осетров. – М.: Детская литература, 1989. – 303 с.

18. Павлов, И. П. Про твою книгу [Текст] / И. П. Павлов. – Л.: Дет. лит., 1991. – 112 с.

19. Паль, Р. В. Человек придумал книгу… [Текст] / Р. В. Паль. – М.: Советская Россия, 1983. – 334 с.

20. Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова,
М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.

21. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

22. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагогических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.

23. Симонович, С. В. Занимательный компьютер [Текст]: кн. для детей, учителей и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аст – Пресс, 1998. – 368 с.

24. Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917–1957) [Текст] / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.

25. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003 . – 559 с.

26. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России [Текст]: сто имен: биобиблиографический справочник: в 2 ч. / Г. Н. Тубельская. – М.: Школьная библиотека, 2002. – Ч. 1: А-Л. – 192 с.

27. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России: сто имен: биобиблиографический справочник: в 2 ч. / Г. Н. Тубельская. – М.: Школьная библиотека, 2002. – Ч. 2: М-Я. – 224 с.

28. Хантер, Б. Мои ученики работают на компьютерах [Текст]: книга для учителя: [пер. с англ.] / Б. Хантер. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

29. Юному книголюбу [Текст]: словарь-справочник / ред. И. Я. Линкова. – М.: Книга, 1978. – 192 с.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.   Никаноров, В. В. Без внимания к слову нет хорошего читателя[Текст]: из опыта лингвостилистического анализа на уроках литературы в 4–7 кл. / В. В. Никаноров // Литература в школе. – 1989. – № 2. – С. 50–63.

2.   Шапиро, Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки. – 1975. – № 2 . – С. 36–42.

3.   Абрамов, Ю. А. Сто великих книг [Текст] / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демкин. – М.: Вече, 1999. – 480 с.

4.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практ. пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:  Книжная палата, 1989. – 216 с.

6.   Львов, В. В. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / В. В. Львов. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2005. – 275 с.

7.   Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся / М. Р. Львов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 271 с.

8.   Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: пособие для учащихся 5–9 кл. / М. Р. Львов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 352 с.

9.   Львова, С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 109 с.

10. Львова, С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника [Текст]: 5-11 классы / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2004. – 160 с.

11. Моргенштерн, И. Г. Занимательная библиография [Текст] / И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

12. Писатели нашего детства: сто имен [Текст]: биографический словарь: в 3 ч. – М.: Либерея, 1999. – Ч. 1. – 432 с.

13. Писатели нашего детства: сто имен [Текст]: биографический словарь: в 3 ч. – М.: Либерея, 2000. – Ч. 3. – 512 с.

14. Писатели нашего детства: сто имен [Текст]: биографический словарь: в 3 ч. – М.: Либерея, 1999. – Ч. 2. – 432 с.

15. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

16. Сергеев, В. Н. Словари – наши друзья и помощники [Текст]: книга для внеклассного чтения уч-ся 5–8 классов / В. Н. Сергеев. – М.: Просвещение, 1984. – 142 с.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1.   Аркин, И. И. Уроки литературы в 5–6 классах [Текст]: практ. методика: кн. для учителя / И. И. Аркин. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 254 с.

2.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

3.   Кац, Э. Э. Литература и творчество читателя: 6 кл. [Текст]: учеб. пособие для сред. шк. / Э. Э. Кац. – М.: Центр инновац. в пед.: Моск. учебники и картография, 1999. – Кн. 1. – 234 с.

4.   Курдюмова, Т. Ф. Формирование умений в процессе изучения курса литературы в 4–10 классах [Текст] / Т. Ф. Курдюмова, С. Н. Громцева // Литература в школе. – 1983. – № 4. – С. 19–30.

5.   Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе [Текст]: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 157 с.

6.   Львова, С. И. Русский язык: 6-й класс: за страницами школьного учебника [Текст] / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.

7.   Львова, С. И. Уроки словесности 5–9 кл. [Текст]: пособие для учителя / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2000. – 416 с.

8.   Лящук, В. Я. Подготовка учащихся 4–7 классов к работе с учебником историко-литературного типа [Текст] / В. Я. Лящук // Литература в школе. – 1983. – № 5. – С. 27–35.

9.   Маранцман, В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов [Текст] / В. Г. Маранцман // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 54–61.

10. Не бойся книги, школьник! Уроки петербургских словесников [Текст] / сост. и общ. ред. Н. М. Свириной. – СПб.: Азбука-классика: Сага, 2004. –
384 с.

11. Никаноров, В. В. Без внимания к слову нет хорошего читателя: из опыта лингвостилистического анализа на уроках литературы в 4–7 кл.
[Текст] / В. В. Никаноров // Литература в школе. – 1989. – № 2. – С. 50–63.

12. Полухина, В. П. Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе: 6 кл. [Текст] / В. П. Полухина. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 222 с.

13. Рисс, О. В. У слова стоя на часах… [Текст] / О. В. Рисс. – 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1989. – 352 с.

14. Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста [Текст] / В. И. Свинцов. – М.: Книга, 1979. – 272 с.

15. Современные вопросы анализа литературного произведения в школе [Текст]: меж. вуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. – М., 1986. – 119 с.

16. Чирва, А. Н. Книга в твоих руках [Текст]: книга для учащихся / А. Н. Чирва. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

1.   Айзерман, Л. С. Сочинения о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман // Русский язык в школе. – 1996. – № 1. – С. 9–16; № 2. – С. 3–11; № 4. – С. 15–22; № 5. – С. 3–13.

2.   Кутейникова, Н. Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках литературы в средней школе [Текст] / Н. Е. Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. – СПб., 1993. – С. 125–135.

3.   Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

4.   Алдакаева, Н. Г. Сочинение как вид творческой работы на уроках русского языка и развития речи [Текст] / Н. Г. Алдакаева // Образование в современной школе. – 2001. – № 8. – С. 27–33.

5.   Аркин, И. И. Уроки литературы в 5–6 классах [Текст]: практ. методика: кн. для учителя / И. И. Аркин. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

6.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-изд. перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

7.   Егорова, А. А. Как написать сочинение на «пять» [Текст] / А. А. Егорова. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 512 с.

8.   Капинос, В. И. Изложения: Тексты с лингвистическим анализом [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНИА – пресс, 1994. – 185 с

9.   Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. – 128 с.

10. Шипицына Г. М. Русский язык [Текст]: изложения и сочинения: 6 класс / Г. М. Шипицына. – М.: Дрофа, 2000. – 208 с.

11. Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: книга для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

^