Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 4-го класса

Составители:
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере обусловливает успешность всего последующего обучения. Особая роль общеучебных умений подчеркивается в Стандарте основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование). В нем среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.

Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особую роль в такой подготовке призван сыграть учебный курс «Основы информационной культуры личности».

Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-й классы.

Специфика организации обучения основам информационной культуры в 4-м классе определяется возрастными особенностями учащихся – младших школьников, предполагает адаптацию специальной терминологии курса и активное использование наглядных средств обучения.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности младших школьников, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование умений информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, ее структуре и возможностях.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями  свертывания информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), использование которых обусловлено задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, отзывов, биографий. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существенным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия.

Для успешного восприятия курса «Основы информационной куль­туры личности» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности:

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.

3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.

Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 30 часов. Начало и завершение курса целесообразно сопровождать тестированием.

Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения принципов структурирования и содержательного наполнения курса. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» 2
1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 2
1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации 2
1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2
Итого по разделу 8
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2
2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2
Итого по разделу 6
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки 2
3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 2
3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 2
Итого по разделу 6
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
4.1. Технология подготовки планов 2
4.2. Технология подготовки сочинений 2
4.3. Технология подготовки изложений 2
4.4. Технология подготовки отзывов 2
4.5. Технология подготовки биографий 2
Итого по разделу 10
Всего 30

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности»

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры личности». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература.

Расширение представлений об информации. Виды информации по различным основаниям деления: способу восприятия (зрительное, слуховое и т. д.), сферам деятельности, областям наук. Книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др. документы как источники, содержащие различные виды информации. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.

Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося четвертого класса. Роль информационной культуры в обеспечении эффективной учебно-познавательной деятельности младшего школьника.

Тема 1.2. Первичныe документы как составная часть информационных ресурсов общества

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.

Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о справочных (справочники, детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари) документах. Углубление представлений о периодической печати (газеты, журналы) для младших школьников. Электронные периодические издания для младших школьников.

Виды изданий по материальной конструкции: журнальное, книжное, листовое, буклет, газетное, карточное, открытка, книжная закладка, плакат, книга/журнал с двойным входом, комбинированное издание, комплектное издание, книжка-игрушка.

Развитие представлений об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.

Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru» – раздел «Детская литература» http://lib.rin.ru/main/2nkbop1.html

Содержание сайта: образование от RIN.RU – дошкольное образование – загадки http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873

Детский портал http://kids.rin.ru/

Детский портал http://kidsportal.by.ru/

Интернет-ресурсы для детей http://chl.kiev.ua/RUS/Ch_sourr.htm

Каталог детских ресурсов Kinder.ru – Искусство и культура – газеты и журналы http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=26

Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Углубление представлений о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации.

Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.

Развитие представлений об электронных вторичных документах (на примере локальной информационной компьютерной системы «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийной программы «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации).

Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы.

Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотек. Структура детской и школьной библиотек. Обслуживание младших школьников. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников.

Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Назначение книжных выставок, тематических полок. Мультимедийные ресурсы библиотеки для младших школьников (дискеты с обучающими программами и играми, видео- и аудиокассеты, DVD и т. д).

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации как источники информации о литературе для детей.

Интернет-ресурсы для учащихся младшего школьного возраста (игры, сказки, общение) http://school.edu.ru, http://kids.rin.ru/, http://www.solnet.ee/, http://vkids.km.ru/, http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873 и др.

Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен).

Выполнение инструкции, точное следование образцу и алгоритму поиска литературы в алфавитном каталоге и картотеке заглавий художественных произведений.

Алфавитный каталог и картотека заглавий произведений художественной литературы как источники адресного библиотечного поиска. База данных «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и «Час книги» как источники адресного библиотечного поиска

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов.

Понятие фактографической информации.

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.

Справочные издания как источник фактографической информации. Основные типы справочных изданий: энциклопедии, справочники, словари. Виды справочных изданий: детская энциклопедия, справочники для учащихся, отраслевые энциклопедические словари.

Алгоритм фактографического поиска по энциклопедиям, справочникам, отраслевым энциклопедическим словарям. Выполнение фактографического запроса по электронному справочному изданию.

Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Понятие тематической информации. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Ключевые слова как средство выражения тематических запросов. Правила формулировки те­матических запросов.

Тематические картотеки, тематические книжные полки и рекомендательные библиографические указатели как источники тематического разыскания в библиотеке.

Алгоритм тематического поиска в каталоге, картотеке и рекомендательных библиографических указателях.

Причины неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу – чрезмерное сужение или расширение области поиска («узкие» и «широкие» запросы).

Использование синонимии и родовидовых связей слов как важное условие результативности тематического разыскания.

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» как источники выполнения тематического запроса.

Использование результатов тематического разыскания при подготовке сочинений, рассказов, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Тема 3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки

Развитие представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Справочные издания для младших школьников: толковые, орфографические словари, словари синонимов и антонимов, фразеологические словари, этимологические, словообразовательные, отраслевые энциклопедические словари.

Первичный документ как объект анализа. Компоненты учебной книги: оглавление, параграфы, абзацы, подзаголовки, сноски, вопросы к тексту, задания к тексту.

Справочный аппарат учебной и научно-познавательной книги. Отличительные элементы документа, расположенные на титульном листе, и их основные функции: информационная, поисковая, идентификационная.

Значение средств дополнения и сопровождения основного текста (предисловия, послесловия, комментариев, примечаний) для понимания содержания книги.

Оглавление как поисковое средство первичного документа. Роль оглавления как средства определения примерного содержания книги до чтения. Ориентация по оглавлению в учебных и научно-познавательных книгах.

Элементы справочного аппарата электронных учебных и справочных изданий.

Использование справочного аппарата для продуктивной работы с учебной и научно-познавательной книгой.

Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Развитие представлений о тексте. Важнейшие свойства текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность. Основная тема и микротемы текста.

Понятие о структуре текста. Структура (схема построения) научно-познавательного текста: введение, основная часть, заключение. Классификация структурных элементов текстов. Различение целого и частей в тексте. Законченные по смыслу части текста. Представление о микротемах частей текста. Смысловые связи между частями научно-познавательных текстов. Слова, отражающие в тексте смысловые отношения «род – вид», «целое – часть», и их роль для понимания смысла текста. Опорные (ключевые) и многозначные слова как основа понимания текста.

Составление текста по заданной схеме. Составление текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

Смысловые и структурные особенности учебных, научно-познавательных, художественных текстов. Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых текстов: учебных, научно-познавательных, художественных (исторических и приключенческих повестей). Объединение различных текстов по общему признаку (автор, жанр, тема).

Тема 3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами

Общие представления о порядке анализа содержания текста. Самостоятельное осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль). Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного.

Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста. Выявление смысловых связей между частями текста.

Формулирование темы и основной мысли в собственном высказывании.

Подробный, сжатый и выборочный пересказ (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения. Высказывание отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения.

Восстановление деформированных текстов (текстов с пропущенными словами, незавершенными фразами и т. п.) как прием, выявляющий уровень понимания текста.

Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

Тема 4.1. Технология подготовки планов

Понятие о плане как способе отражения состава и логики изложения текста. Представление о порядке анализа содержания текста как условии составления плана. Способы составления плана: использование последовательно задаваемых вопросов: «О ком или о чем говорится в тексте? Что именно говорится?»; озаглавливание частей текста; выделение ключевых предложений и ключевых слов.

Правила составления и оформления плана.

Формы плана: в форме предложений, выбранных из текста; в форме предложений, сформулированных самостоятельно; в форме вопросов.

Составление плана на самостоятельно создаваемый текст (сочинение, изложение, устный рассказ). Сопоставление текста с готовым планом и с планом, составленным самостоятельно.

План как основа подробного, сжатого и выборочного пересказов. Использование плана при подготовке письменных творческих работ: сочинений на заданные темы, самостоятельного сочинения, описаний, сказок, рассказов; пересказе прочитанного (фрагментов или текста в целом), подготовке ответов на вопросы.

Тема 4.2. Технология подготовки сочинений

Сочинение как письменный текст на определенную тему, самостоятельно созданный учащимся.

Сочинение-рассуждение как сообщение на выбранную тему, представляющее собой цепь умозаключений, где из предшествующих суждений вытекают последующие. Логичность, доказательность как важнейшие свойства сочинений-рассуждений. Рассуждение как объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Структура рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Использование примеров, цитат для доказательства собственной мысли.

Трехчастная структура построения сочинения (вступление, основная часть, заключение) как проявление строгой логичности сочинений-рассуждений.

Порядок работы над сочинением: осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; подбор словарей, книг, газет и журналов по теме сочинения, чтение и анализ отобранной литературы, составление плана сочинения; систематизация материала в соответствии с планом сочинения; подбор фактов, примеров, цитат, раскрывающих тему сочинения и аргументирующих точку зрения автора; написание черновика сочинения; редактирование и оформление сочинения. Расширение представлений о редактировании текста как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности сочинения. Правила оформления сочинения.

Подготовка сочинения на заданную тему.

Тема 4.3. Технология подготовки изложений

Понятие «изложение». Изложение как полное точное и последовательное воспроизведение (пересказ) содержания текста. Виды изложения по отношению к содержанию исходного текста: полные изложения, выборочные изложения, изложения с дополнительным заданием.

Выборочное изложение (пересказ) как вид письменного изложения (пересказа), воспроизводящее какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Отбор материала, относящегося к определенной микротеме, определенному персонажу или явлению, как отличительная черта выборочного пересказа.

Выборочное изложение с дополнительным заданием как результат подготовки самостоятельного текста, не совпадающего с содержанием исходного текста. Способы изменения, переработки и дополнения исходного текста в ходе подготовки выборочного изложения: выражение собственного мнения по поводу изложенного в тексте; дописывание начала (вступления), конца (заключения) к исходному тексту; введение в него элементов описания, диалога, рассуждения по затронутому в тексте вопросу и т. д.; изложение текста от имени другого лица, другого литературного героя и т. п.

Порядок работы над выборочным изложением: определение объекта описания (персонаж произведения, пейзаж, отдельная микротема; отдельное явление и т. п.); ознакомительное (первичное) чтение текста, выяснение значения непонятных слов в тексте; определение темы и основной мысли текста; повторное (углубленное) чтение текста; анализ состава текста с целью выделения частей текста, посвященных объекту описания; определение содержания (о чем говорится) в каждой выделенной части; сравнение выделенных частей с точки зрения сходства и различия; исключение повторяющихся по смыслу частей; группировка выделенных частей в логической последовательности; озаглавливание каждой части; составление самостоятельного текста в соответствии с заданием и его озаглавливание; составление плана изложения на основе заголовков выделенных частей; подготовка и редактирование текста изложения.

Правила оформления изложения

Тема 4.4. Технология подготовки отзывов

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Отзыв на книгу (самостоятельно прочитанное произведение).

Структура (элементы) отзыва: сведения об авторе и название книги; цель отзыва; тема книги, краткий пересказ сюжета книги, характеристика главных героев, выделение особо запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась и чем запомнилась эта книга. Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к прочитанной книге как обязательный элемент отзыва.

Технология подготовки отзыва: знакомство со справочным аппаратом книги (обложка, титульный лист, вступительная статья, оглавление, примечания и др.); чтение текста книги; составление плана отзыва; отбор из текста книги ярких примеров, фактов, цитат, раскрывающих отношение автора отзыва к прочитанному; подготовка связного текста отзыва; редактирование и оформление отзыва.

Комбинация различных приемов изложения (описание, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке отзыва на книгу научно-познавательного характера.

Составление отзывов (на примере научно-познавательных книг).

Тема 4.5. Технология подготовки биографий

Представление о биографии как о жизнеописании людей. Структура текста биографии. Особенности состава элементов биографии отдельных категорий лиц: писателей, ученых, актеров, спортсменов, полководцев и т. д.

Порядок работы над составлением биографии. План как основа написания биографии. Подбор словарей, книг, газет и журналов, Интернет-ресурсов, характеризующих жизнь и деятельность выдающихся личностей. Анализ отобранных материалов: выбор основных фактов, необходимых для включения в биографию, исключение несущественных сведений. Объединение полученных сведений в единый текст.

Правила оформления и редактирования биографии. Самостоятельное составление биографии путешественника.

Список литературы

Литература общего характера к программе

1.   Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org

2.   Диомидова, Г. Н. Библиографоведение [Текст]: учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.

3.   Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высших и средних пед. учеб. заведений  / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4.   Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.

5.   Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] /
О. Р. Старовойтова, Т. И. Полякова, Ю. В. Лисовская; под общ. ред.
Г. И. Поздняковой.  – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.

6.   Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник [Текст] / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. –  840 с.

7.   Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст]  / Т. В.  Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.

8.   О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / сост. В. В. Попова, Н. Н. Федоренко; Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.

9.   Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://dictionary.bio.ru

10.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.
Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.

11.   Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост.
А. А. Князьков. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.

12.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2т. / гл. ред.
В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т.1 А-М. – 608 с.

13.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2т. / гл. ред.
В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т.2  М-Я. – 672 с.

14.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев,
В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

15.   Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев,
В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и
информационная культура

1.   Бардин, К. В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.

2.   Бачило, А. Г. Два путешествия с компьютером [Текст]: для детей / А. Г. Бачило, И. А. Ткаченко. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

3.   Беленькая, Л. И. Ребенок и книга [Текст]: о читателе 8-9 лет /
Л. И. Беленькая. – М.: Книга, 1967. – 167 с.

4.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

6.   Галанов, Б. Е. Книжка про книжки [Текст]: очерки / Б. Е. Галанов. – 3-е изд., доп. – М.: Детская литература, 1985. – 175 с.

7.   Губанова, М. И. Воспитание культуры чтения младших школьников [Текст] / М. И. Губанова. – М.: Книга, 1968. – 111 с.

8.   Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика – пресс, 1994. – 349 с.

9.   Кулагина, Н. В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях [Текст] / Н. В. Кулагина // Библиография. – 2003. – № 2. – С. 29–41.

10.   Левин, В. И. Все об информации [Текст] / В. И. Левин. – М.: Росмэн – Пресс, 2003. – 384 с.

11.   Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Левина,
М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.

12.   Минералова, И. Г. Детская литература [Текст] : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / И. Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 175 с.

13.   Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова,
М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. –512 с.

14.   Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагогических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.

15.   Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

16.   Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, 
Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

17.   Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н Светловская,  Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 288 с.

18.   Симонович, С. В. Занимательный компьютер [Текст]: кн. для детей, учителей и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аст – Пресс, 1998. – 368 с.

19.   Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917-1957) [Текст] / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.

20.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев,
В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

21.   Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.

22.   Хантер, Б. Мои ученики работают на компьютерах [Текст]: книга для учителя: [пер. с англ.] / Б. Хантер. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

2.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

3.   Неусыпова, Н.М. Учусь понимать слово [Текст]: толковый словарик: пособие для учащихся начальной школы / Н. М. Неусыпова, О. М. Стригина. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.

4.   Моргенштерн, И. Г. Занимательная библиография [Текст] /
И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

6.   Ставская, Г. М. Учусь понимать образные выражения [Текст]: фразеологический словарик: пособие для учащихся начальной школы / Г. М. Ставская. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

7.   Шапиро,  Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки.  – 1975. – № 2 . – С. 36–42.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1.   Беленькая, Л. И. Ребенок и книга [Текст]: о читателе 8-9 лет /
Л. И. Беленькая. – М.: Книга, 1967. – 167 с.

2.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

3.   Голованова, М. В. Справочник учителя начальной школы [Текст]: литературные чтения / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.

4.   Горячева, И. А. Русский язык: наглядность при работе с текстом [Текст]: методическое  пособие / И. А. Горячева. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

5.   Губанова, М. И. Воспитание культуры чтения младших школьников [Текст] / М. И. Губанова. – М.: Книга, 1968. – 111с.

6.   Зайцева, С. А. Моделирование простых текстовых задач [Текст] /
С. А. Зайцева. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

7.   Курдюмова, Т. Ф. Формирование умений в процессе изучения курса литературы в 4-10 классах [Текст] / Т. Ф. Курдюмова, С. Н. Громцева // Литература в школе. – 1983. – № 4. – С. 19–30.

8.   Лёвушкина, О. Н. Словарная работа в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / О. Н. Левушкина. – М.: Владос, 2003. – 960 с.

9.   Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе [Текст]: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 157с.

10.   Лящук, В. Я. Подготовка учащихся 4-7 классов к работе с учебником историко-литературного типа [Текст] / В. Я. Лящук // Литература в школе. – 1983. – № 5. – С. 27–35.

11.   Методика обучения грамоте [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 144 с.

12.   Методика обучения чтению [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.

13.   Неусыпова, Н. М. Учусь понимать слово [Текст]: толковый словарик: пособие для учащихся начальной школы / Н. М. Неусыпова,
О. М. Стригина. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.

14.   Никаноров, В. В. Без внимания к слову нет хорошего читателя [Текст]: из опыта лингвостилистического анализа на уроках литературы в
4-7 кл. / В. В. Никаноров // Литература в школе. – 1989. – № 2. –
С. 50–63.

15.   Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе [Текст]: контрольные работы, тексты, диктанты, изложения  / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. – 2-е изд., испр. – М.: Ветлана – Граф, 2004. – 320 с.

16.   Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, 
Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

17.   Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н Светловская,  Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

18.   Свинцов, В. И. Смысловой анализ и обработка текста [Текст] /
В. И. Свинцов. – М.: Книга, 1979. – 272с.

19.   Ставская, Г. М. Учусь понимать образные выражения [Текст]: фразеологический словарик: пособие для учащихся начальной школы /
Г. М. Ставская. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

20.   Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением /
И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

1.   Айзерман, Л. С. Сочинения о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман // Русский язык в школе. – 1996. – № 1. – С. 9–16; № 2. – С. 3–11; № 4. –
С. 15–22; № 5. – С. 3–13.

2.   Айзерман, Л. С. Сочинение о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

3.   Капинос, В. И. Изложения [Текст]: тексты с лингвистическим анализом / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНИА – пресс, 1994. – 185 с.

4.   Коновалова, Л. И. Устное словесное рисование в 4 классе [Текст] / Л. И. Коновалова // Литература в школе. – 1984. – № 3. – С. 32–35.

5.   Кутейникова, Н. Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках литературы в средней школе [Текст] / Н. Е. Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. — СПб., 1993. – С. 125–135.

6.   Никаноров, В. В. Лингвостилистический разбор на уроках литературы в 4-7 классах [Текст] / В. В. Никаноров // Литература в школе. – 1988. –
№ 5. – С. 68–72.

7.   Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тексты, диктанты, изложения [Текст] / В. Ю. Романова,
Л. В. Петленко. – 2-е изд., испр. – М.: Ветлана – Граф, 2004. – 320 с.

8.   Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. – 128 с.

9.   Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.

^