Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 3-го класса

Составители:
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.

Введение

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере обусловливает успешность всего последующего обучения. Особая роль общеучебных умений подчеркивается в Стандарте основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование). В нем среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности наряду с познавательной и речевой деятельностью выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.

Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особую роль в такой подготовке призван сыграть учебный курс «Основы информационной культуры личности».

Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-й классы.

Специфика организации обучения основам информационной культуры в 3-м классе определяется возрастными особенностями учащихся – младших школьников, предполагает обязательную адаптацию специальной терминологии курса и активное использование наглядных средств обучения.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности младших школьников, которая определяет успешность их информационной подготовки.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов, рассказов и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование умений информационного самообслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, ее структуре и возможностях.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, рассказов, отзывов, автобиографий и биографий. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.

Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.

Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса. Результативность данного курса существенным образом зависит от организации межпредметных связей и междисциплинарного взаимодействия.

Для успешного восприятия курса «Основы информационной куль­туры личности» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности.

1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.

3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.

Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 34 часа. Начало и завершение курса целесообразно сопровождать тестированием.

Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения содержания курса, принципов его структурирования и содержательного наполнения. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Наименование разделов и тем курса Количество часов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» 2
1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества 2
1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации 2
1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2
Итого по разделу 8
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения 2
2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения 2
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения 2
Итого по разделу 6
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки 2
3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 2
3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами 2
Итого по разделу 6
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
4.1. Технология подготовки планов 2
4.2. Технология подготовки сочинений 2
4.3. Технология подготовки изложений 2
4.4. Технология подготовки рассказов 2
4.5. Технология подготовки писем 2
4.6. Технология подготовки отзывов 2
4.7. Технология подготовки автобиографии и биографии 2
Итого по разделу 14
Всего 34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности»

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры личности». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература.

Представление об информации. Виды информации по областям наук: медицинская, техническая, историческая, географическая и т. д. Источники информации (книги, газеты журналы, справочники, энциклопедии и др.) по одной из отраслей наук. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.

Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося третьего класса.

Тема 1.2. Первичныe документы как составная часть информационных ресурсов общества

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.

Классификация документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Виды документов по регулярности выхода в свет: периодические (журналы, газеты) и непериодические (книги, брошюры). Виды документов по объему: книга, брошюра, листовка.

Понятие об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.

Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru» – раздел «Детская литература» http://lib.rin.ru/main/2nkbop1.html

«Образование от RIN.RU» – дошкольное образование – загадки http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873

Детский портал http://kids.rin.ru/

Детский портал http://kidsportal.by.ru/

Интернет-ресурсы для детей http://chl.kiev.ua/RUS/Ch_sourr.htm

Каталог детских ресурсов Kinder.ru – Искусство и культура – газеты и журналы http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=26

Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Представление о свертывании и развертывании информации. Назначение свертывания и развертывания информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания (на примере сказок, рассказов, газетных статей).

Расширение представления о вторичных документах. Рекомендательные списки литературы, тематические картотеки, библиографические указатели литературы для детей как примеры вторичных источников информации.

Развертывание информации на примере составления сказок, рассказов по ключевым (опорным) словам.

Электронные вторичные документы (на примере локальной информационной компьютерной системы «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийной программы «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации).

Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы.

Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества

Расширение представлений о библиотеке. Структура детской и школьной библиотеки. Обслуживание младших школьников. Медиатека.

Открытый доступ к книжному фонду. Назначение разделителей на книжных полках. Правила пользования открытым доступом.

Представление о каталогах и картотеках детской и школьной библиотеки.

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации как источники информации о литературе для детей.

Интернет-ресурсы для учащихся младшего школьного возраста (игры, сказки, общение): http://school.edu.ru, http://kids.rin.ru/, http://www.solnet.ee/, http://vkids.km.ru/, http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873 и др.

Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере названия сборника произведений одного автора).

Алфавитный каталог как источник адресного библиотечного поиска. Выполнение инструкции, строгое соблюдение алфавита как основа успешного адресного поиска и работы с алфавитным каталогом. Алгоритм поиска сборника произведений одного автора в алфавитном каталоге. Алгоритм поиска книг конкретного автора и книг под заглавием.

База данных «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и «Час книги» как источники адресного библиотечного поиска.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов.

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.

Справочные издания как источник фактографической информации. Основные типы справочных изданий. Орфографические и типовые словари как источники фактографической информации.

Алгоритм фактографического поиска по орфографическим и типовым словарям. Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.

Выполнение фактографического запроса по электронному справочному изданию.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме: о природе, о путешествиях и путешественниках, о компьютерных играх и т. д. Ключевые слова как средство выражения тематических запросов. Правила формулировки тематических запросов.

Тематические картотеки (сказок и легенд, стихов), книжные выставки, тематические полки как источники тематического разыскания в библиотеке. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге и тематической картотеке.

Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» как источник выполнения тематического запроса.

Использование результатов тематического разыскания при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Тема 3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки

Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Справочные издания для младших школьников: толковые, орфографические словари, словари синонимов и антонимов, фразеологические словари.

Первичный документ как объект анализа. Развитие представлений о структуре и назначении справочного аппарата книги. Справочный аппарат детской книги. Элементы документа, расположенные на титульном листе, и их роль в поиске информации.

Значение средств дополнения и сопровождения основного текста (предисловия, послесловия) для понимания содержания книги.

Оглавление как средство ориентации в первичном документе, служащее для определения примерного содержания книги до чтения. Ориентация по оглавлению в учебных книгах, детских художественных и научно-познавательных книгах. Ориентация в книгах одного автора (художественных, научно-познавательных).

Элементы справочного аппарата электронных учебных и справочных изданий.

Использование справочного аппарата книги для продуктивной учебной и познавательной деятельности младших школьников.

Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки

Развитие представлений о тексте. Понятие о структуре текста. Важнейшие свойства текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность. Тема текста. Основная тема и микротемы текста. Представление о широкой и узкой теме; определение границ темы.

Научно-познавательные тексты повествовательного характера как объекты смыслового анализа и аналитико-синтетической переработки. Смысловые и структурные особенности повествовательного текста.

Различение целого и частей в научно-познавательных текстах повествовательного характера. Заглавие как средство выражения темы и как отражение содержания текста. Роль абзацев и смысловых связей между абзацами в тексте. Структура (схема построения) научно-познавательного текста: введение, основная часть, заключение.

Основная мысль текста в целом. Законченные по смыслу части текста, главное в частях. Смысловые связи между частями научно-познавательного текста повествовательного характера.

Понятие о скрытой основной мысли (подтексте). Выявление неявно сформулированной и неявно выраженной мысли в тексте.

Представление о суждении и рассуждении. Элементарное обоснование высказанного суждения.

Аргументы, выводы, доказательства, обоснование мысли как элементы рассуждения. Элементарные объяснительно-доказательные рассуждения. Выявление рассуждений в тексте и анализ их структуры.

Тема 3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами

Общие представления о порядке анализа содержания текста. Формирование приемов понимания прочитанного. Прямой и скрытый смысл заглавия произведения, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью.

Прогнозирование содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельная формулировка заглавий.

Выделение ключевых слов в тексте или в частях текста, выявление связи ключевых слов и главной мысли.

Различение целого и частей в тексте. Деление текста на части, озаглавливание частей; выделение главной мысли каждой части и всего произведения в целом самостоятельно и под руководством учителя.

Ответы на предварительные вопросы к тексту. Самостоятельное формулирование вопросов к тексту, прогнозирование содержания текста. Выбор фрагментов текста, подтверждающих какую-либо мысль в тексте.

Подробный и краткий пересказ текста. Высказывание своего отношения к прочитанному.

Обнаружение изменений, происходящих с первичным документом в результате выделения ключевых слов, озаглавливания, выявления главной мысли в тексте, выделения фрагментов текста по определенному признаку.

Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся младших классов

Тема 4.1. Технология подготовки планов

План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста. Представление о порядке анализа содержания текста как условие составления плана. Способы составления плана: использование последовательно задаваемых вопросов: «О ком или о чем говорится в тексте? Что именно говорится?»; озаглавливание частей текста; выделение ключевых предложений и ключевых слов.

Правила составления и оформления плана.

Формы плана: 1) план в форме предложений, выбранных из текста; 2) план в форме предложений, сформулированных самостоятельно; 3) план в форме вопросов.

Коллективное составление плана готовых текстов (параграфов учебника, научно-познавательных (природоведческих) рассказов) с помощью учителя (библиотекаря). Составление плана самостоятельно создаваемого текста (сочинения, изложения, устного рассказа). Сопоставление текста с готовым планом и с планом, составленным самостоятельно.

План как основа подробного и краткого пересказа текста. Использование плана при подготовке сочинения, изложения, письма, рассказа, пересказе прочитанного (фрагментов или целого текста), подготовке ответов на вопросы.

Тема 4.2. Технология подготовки сочинений

Сочинение как письменный текст на определенную тему, самостоятельно созданный учащимся.

Расширение представлений о повествовательном сочинении. Наличие сюжета, действующих лиц, указание на начало события (место и время действия), его развитие, конец события как отличительные черты повествовательного сочинения. Сочетание повествования и описания в тексте сочинения.

Понятие о рассуждении как объяснении каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Использование элементов рассуждения в сочинении.

Понятие о трехчастной структуре построения сочинения: вступление, основная (главная) часть, заключение.

Порядок работы над сочинением: осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; подбор словарей, книг, газет и журналов по теме сочинения, чтение и анализ отобранной литературы, составление плана сочинения; систематизация материала в соответствии с планом сочинения; написание черновика сочинения; редактирование и оформление сочинения. Правила оформления сочинения.

Подготовка сочинения на заданную тему.

Тема 4.3. Технология подготовки изложений

Понятие «изложение». Изложение как полное, точное и последовательное воспроизведение (пересказ) содержания текста. Виды изложения по отношению к содержанию исходного текста: полные и выборочные изложения.

Выборочное изложение (пересказ) как вид письменного изложения (пересказа), воспроизводящий какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Отбор материала, относящегося к определенной микротеме, определенному персонажу или явлению как отличительная черта выборочного пересказа.

Порядок работы над выборочным изложением: определение объекта описания (персонаж произведения, пейзаж, отдельная микротема, отдельное явление и т. п.); ознакомительное (первичное) чтение текста, выяснение значения непонятных слов в тексте; определение темы и основной мысли текста; повторное (углубленное) чтение текста; анализ состава текста с целью выделения частей текста, посвященных объекту описания; определение содержания (о чем говорится) в каждой выделенной части; сравнение выделенных частей с точки зрения сходства и различия; исключение повторяющихся по смыслу частей; расстановка выделенных частей в логической последовательности; озаглавливание каждой части; составление плана изложения на основе заголовков выделенных частей; подготовка и редактирование текста изложения.

Правила оформления изложения.

Особенности текстов для обучения младших школьников выборочному изложению: небольшой объем, наличие описаний (цветка, дерева, животного и т. п.) в составе текста.

Выборочный пересказ как основа последующего обучения конспектированию и тезированию.

Тема 4.4. Технология подготовки рассказов

Расширение представлений о рассказе. Небольшие рассказы на основе увиденного и услышанного как один из видов рассказов. Порядок подготовки рассказа. План как основа подготовки рассказа. Структура рассказа: тема рассказа, место и время действия, основное событие, его составные части, вывод. Роль хронологической последовательности в рассказе. Решение творческих задач в ходе комбинации приемов изложения (описания, повествования, объяснения, рассуждения) и импровизации при создании рассказов на основе увиденного и услышанного.

Тема 4.5. Технология подготовки писем

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Виды писем: дружеские, поздравительные, деловые. Правила написания писем.

Структура письма (основные элементы письма): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма. Возможные элементы в структуре письма знакомым: обращение, начальная фраза о состоянии переписки, основное содержание письма, сообщение новостей, вопросы адресату, благодарности, просьба писать письма, передача приветов, прощание, концовка и подпись, дата и место написания, если они не указаны в начале письма.

Комбинация различных приемов изложения (описания, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке писем.

Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем.

Понятие о деловых письмах. Отличие деловых писем от дружеских.

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для деловых писем и писем знакомым. Объединение писем по общему признаку.

Представление об электронной переписке и электронном письме. Особенности электронного адреса.

Тема 4.6. Технология подготовки отзывов

Представление об отзыве. Виды отзывов: устные и письменные. Устный отзыв на книгу.

План как основа устного отзыва на книгу. Структура (элементы) отзыва: сведения об авторе и название книги; цель отзыва; тема книги, краткий пересказ сюжета книги, характеристика главных героев, выделение особо запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась и чем запомнилась эта книга. Самостоятельная оценка, высказывание своего отношения к прочитанной книге как обязательный элемент отзыва.

Комбинация различных приемов изложения (описания, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке отзыва на детскую книгу (художественное произведение).

Тема 4.7. Технология подготовки автобиографии и биографии

Представление об автобиографии как описании своей жизни. Автобиография как деловой документ. Структура текста автобиографии: место и год рождения, сведения о семье, учебе, личных интересах, личных достижениях (победы в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т. п.). Правила оформления и редактирования автобиографии. Составление автобиографии.

Представление о биографии как о жизнеописании выдающихся людей. Структура текста биографии. Особенности состава элементов биографии отдельных категорий лиц: писателей, ученых, актеров, спортсменов, полководцев и т. д.

Порядок работы над составлением биографии. План как основа написания биографии. Подбор словарей, книг, газет и журналов, Интернет-ресурсов, характеризующих жизнь и деятельность выдающихся личностей. Анализ отобранных материалов: выбор основных фактов, необходимых для включения в биографию, исключение несущественных сведений. Объединение полученных сведений в единый текст.

Правила оформления и редактирования биографии. Самостоятельное составление биографии ученого.

Список литературы

Литература общего характера к программе

1.   Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] //http://ru.wikipedia.org

2.   Диомидова, Г. Н. Библиографоведение [Текст]: учебник для средних профессиональных учебных заведений  / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.

3.   Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высших и средних пед. учебных заведений  / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

4.   Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.

5.   Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова, Т. И. Полякова, Ю. В. Лисовская; под общ. ред. Г. И. Поздняковой.  – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.

6.   Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. –  840 с.

7.   Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст]  / Т.В.  Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. –  432 с.

8.   О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / сост. В. В. Попова, Н. Н. Федоренко; Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.

9.   Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://dictionary.bio.ru

10.   Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.

11.   Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – 2-е изд., испр.,  доп.  – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.

12.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1 А-М. –
608 с.

13.   Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т.2  М-Я. – 672 с.

14.   Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.

15.   Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев,
В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

1.   Бардин, К. В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.

2.   Бачило, А. Г. Два путешествия с компьютером [Текст]: для детей /
А. Г. Бачило, И. А. Ткаченко. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.

3.   Беленькая, Л. И. Ребенок и книга [Текст]: о читателе 8-9 лет /
Л. И. Беленькая. – М.: Книга, 1967. – 167 с.

4.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Галанов, Б. Е. Книжка про книжки [Текст]: очерки / Б. Е. Галанов. –
3-е изд., доп. – М.: Детская литература, 1985. – 175 с.

6.   Губанова, М.И. Воспитание культуры чтения младших школьников [Текст] /М.И. Губанова. – М.: Книга, 1968.-111 с.

7.   Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика – пресс, 1994. – 349 с.

8.   Кулагина, Н. В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях [Текст] / Н. В. Кулагина // Библиография. – 2001. – № 2. – С. 29–40.

9.   Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Левина,
М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.

10. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 175 с.

11. Наша библиотека [Текст] / ред. И. И. Лавринович. – 2-е изд., перераб. – М.: Книга, 1969. – 110 с.

12. Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова,
М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.

13. Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагогических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.

14. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.

15. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, 
Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

16. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская,  Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

17. Симонович, С. В. Занимательный компьютер [Текст]: кн. для детей, учителей и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аст – Пресс, 1998. – 368 с.

18. Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917-1957) [Текст] / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.

19. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

20. Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением /
И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.

21. Хантер, Б. Мои ученики работают на компьютерах [Текст]: книга для учителя: [пер. с англ.] / Б. Хантер. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

1.   Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

2.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

3.   Неусыпова, Н. М. Учусь понимать слово [Текст]: толковый словарик: пособие для учащихся начальной школы / Н. М. Неусыпова, О. М. Стригина. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.

4.   Моргенштерн, И. Г. Занимательная библиография [Текст] /
И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.

5.   Ставская, Г. М. Учусь понимать образные выражения [Текст]: фразеологический словарик: пособие для учащихся начальной школы /
Г. М. Ставская. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

6.   Шапиро,  Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки. – 1975. – №2 . – С. 36–42.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

1.   Беленькая, Л.И. Ребенок и книга [Текст]: о читателе 8-9 лет / Л. И. Беленькая. – М.: Книга, 1967. – 167 с.

2.   Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.

3.   Голованова, М. В. Справочник учителя начальной школы [Текст]: литературные чтения / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.

4.   Горячева, И. А. Русский язык: наглядность при работе с текстом [Текст]: методическое  пособие / И. А. Горячева. – М.: Дрофа, 2003. –
112 с.

5.   Губанова, М. И. Воспитание культуры чтения младших школьников [Текст] / М. И. Губанова. – М.: Книга, 1968. – 111с.

6.   Зайцева, С. А. Моделирование простых текстовых задач [Текст]. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

7.   Лёвушкина, О. Н. Словарная работа в начальных классах [Текст]: пособие для учителя. – М.: Владос, 2003. – 960 с.

8.   Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе [Текст]: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 157 с.

9.   Методика обучения грамоте [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 144 с.

10. Методика обучения чтению [Текст]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.

11. Неусыпова, Н. М. Учусь понимать слово [Текст]: толковый словарик: пособие для учащихся начальной школы / Н. М. Неусыпова, О. М. Стригина. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.

12. Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе [Текст]: контрольные работы, тексты, диктанты, изложения  / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. – 2-е изд., испр. – М.: Ветлана – Граф, 2004. – 320 с.

13. Светловская, Н. Н. Внеклассное чтение во 2 классе [Текст]: пособие для учителя / Н. Н. Светловская, О. В. Джежелий. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 201 с.

14. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская,  Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

15. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская,  Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.

16. Ставская, Г. М. Учусь понимать образные выражения [Текст]: фразеологический словарик: пособие для учащихся начальной школы / Г. М. Ставская. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

17. Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

1.   Айзерман, Л. С. Сочинения о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман // Русский язык в школе. – 1996. – № 1. – С. 9–16; № 2. – С. 3–11; № 4. –  С. 15–22; № 5. – С. 3–13.

2.   Айзерман, Л.С. Сочинение о сочинениях [Текст] / Л. С. Айзерман. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

3.   Капинос, В. И. Изложения [Текст]: тексты с лингвистическим анализом / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНИА – пресс, 1994. – 185 с.

4.   Кутейникова, Н. Е. Отзыв как одна из форм интерпретации текста художественного произведения на уроках литературы в средней школе [Текст] / Н. Е. Кутейникова // Интерпретация художественного текста в вузе и школе. – СПб., 1993. – С. 125–135.

5.   Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тексты, диктанты, изложения [Текст] / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. – 2-е изд., испр. – М.: Ветлана – Граф, 2004. – 320 с.

6.   Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. — 128 с.

7.   Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.

^