Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 2-го класса
д-р пед. наук, профессор Гендина Н. И.,
канд. пед. наук, доцент Стародубова Г. А.,
ст. преподаватель Уленко Ю. В.
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период формируются не только важные психические качества личности, происходит становление учебной деятельности, основу которой составляют общеучебные умения и навыки, уровень освоения которых в значительной мере обусловливает успешность всего последующего обучения. Особая роль общеучебных умений подчеркивается в Стандарте основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование). В нем среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.
Одним из условий плодотворной работы с информацией является систематическая, целенаправленная информационная подготовка младших школьников. Особую роль в такой подготовке призван сыграть учебный курс «Основы информационной культуры личности».
Предлагаемый в данном издании комплекс учебных программ рассчитан на последовательное изучение курса «Основы информационной культуры личности» с 1-го по 11-й классы.
Специфика организации обучения основам информационной культуры во 2-м классе определяется возрастными особенностями учащихся – младших школьников, предполагает адаптацию специальной терминологии курса и активное использование наглядных средств обучения. Особое внимание должно уделяться созданию условий понимания и усвоения второклассником базовых категорий и понятий курса «Информация», «Документ», «Поиск информации» и др., с учетом того, что данная категория учащихся лишь осваивает учебную деятельность, а навыки чтения пока развиты недостаточно.
В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение, то есть система взглядов человека на мир информации и место человека в нём. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности младших школьников, которая определяет успешность его информационной подготовки.
Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, рассказов и т. п.).
Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Цель данного раздела – сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения. Цель этого раздела – формирование умений информационного самообслуживания учащихся в условиях как традиционной библиотеки, так и Интернета. Освоение данного раздела предполагает изучение алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является представление о библиотеке, ее структуре и возможностях.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации. Цель – формирование представлений о сущности и назначении аналитико-синтетической переработки информации. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.
Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся. Цель – овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), использование которых обусловлено задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, рассказов, писем. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения самостоятельно создавать информационный продукт.
Изложение содержания каждого раздела, каждой темы курса предполагает ориентацию на использование современных информационно-коммуникационных технологий, активное использование возможностей персонального компьютера в работе с информацией.
Как следует из целей и задач, состава и структуры курса, он призван стать основой рациональной организации учебной работы учащихся. Это обусловлено тем, что курс «Основы информационной культуры личности» полностью подчинен задачам информационного обеспечения учебного процесса.
Для успешного восприятия курса «Основы информационной культуры» необходимо, чтобы учащиеся четко представляли себе его основные отличительные особенности:
1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
2. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.
3. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.
Общий объем курса «Основы информационной культуры личности» рассчитан на 30 часов. Начало и завершение курса целесообразно сопровождать тестированием.
Принципиальная новизна и отсутствие аналогов такому интегративному курсу, как «Основы информационной культуры личности», предопределили то обстоятельство, что составители программы видели свою основную цель прежде всего в необходимости определения содержания курса, принципов его структурирования и содержательного наполнения. По этой причине общий объем часов и их распределение в тематическом плане носят достаточно условный характер и могут быть откорректированы, изменены.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»
Наименование разделов и тем курса | Количество часов |
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура | |
1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности» | 2 |
1.2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества | 2 |
1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации | 2 |
1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества | 2 |
Итого по разделу | 8 |
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения | |
2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения | 2 |
2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения | 2 |
2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения | 2 |
Итого по разделу | 6 |
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации | |
3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки | 2 |
3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки | 2 |
3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами | 2 |
Итого по разделу | 6 |
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся | |
4.1. Технология подготовки планов | 2 |
4.2. Технология подготовки сочинений | 2 |
4.3. Технология подготовки изложений | 2 |
4.4. Технология подготовки рассказов | 2 |
4.5. Технология подготовки писем | 2 |
Итого по разделу | 10 |
Всего | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры личности»
Цели и задачи курса «Основы информационной культуры личности». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу. Рекомендуемая литература.
Представление об информации. Виды информации по способу передачи: устная, письменная; по сферам деятельности: бытовая, учебная, производственная, научная и др. Источники информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др., необходимые в быту и учебе. Понятие о компьютерной информации. Роль компьютера в жизни общества и отдельного человека. Информированность школьника.
Состав и структура знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося второго класса.
Тема 1.2. Первичныe документы как составная часть информационных ресурсов общества
Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.
Классификация документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Углубление представлений о справочных (словари орфографические, толковые) и научно-познавательных (природоведческих) документах.
Виды документов по регулярности выхода в свет: периодические (журналы, газеты) и непериодические (книги, брошюры).
Виды документов по формату: малоформатные, карманные, миниатюрные, книжка-малютка, портативные, фолиант.
Понятие об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.
Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru» – раздел «Детская литература» http://lib.rin.ru/main/2nkbop1.html
Содержание сайта: образование от RIN.RU – дошкольное образование – загадки http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873
Детский портал http://kids.rin.ru/
Детский портал http://kidsportal.by.ru/
Интернет-ресурсы для детей http://chl.kiev.ua/RUS/Ch_sourr.htm
Каталог детских ресурсов Kinder.ru – Искусство и культура – газеты и журналы http://www.kinder.ru/kinder.asp?razdel=3&podrazd=26
Тема 1.3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации
Понятие о свертывании информации и его назначении (на примере сказок, небольших рассказов).
Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации (на примере тематической картотеки и рекомендательного списка литературы).
Составление библиографического описания как вид свертывания информации (на примере сказок, невыдуманных рассказов).
Понятие об электронных вторичных документах (на примере локальной информационной компьютерной системы «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийной программы «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации).
Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности младших школьников, организации их самостоятельной работы.
Тема 1.4. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества
Представление о библиотеке и ее роли в жизни школьника. Медиатека. Назначение абонемента и читальных залов, специализированных отделов (комната сказок, игровая комната, и т. д.). Правила пользования абонементом и читальными залами, специализированными отделами.
Правила пользования библиотекой. Обслуживание младших школьников в детской и школьной библиотеках.
Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» Государственной республиканской детской библиотеки Российской Федерации как источники информации о литературе для детей.
Интернет-ресурсы для учащихся младшего школьного возраста (игры, сказки, общение) http://school.edu.ru, http://kids.rin.ru/, http://www.solnet.ee/, http://vkids.km.ru/, http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=1&id=1873 и др.
Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения
Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.
Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, название книги.
Алфавитный каталог как источник адресного библиотечного поиска. Выполнение инструкции, строгое соблюдение алфавита как основа успешного адресного поиска и работы с алфавитным каталогом. Алгоритм поиска книги конкретного автора в алфавитном каталоге.
Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения
Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов.
Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.
Справочные издания как источник фактографической информации (орфографические и толковые словари).
Алгоритм фактографического поиска по орфографическим и толковым словарям. Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке викторин, конкурсов.
Выполнение фактографического запроса по электронному справочному изданию.
Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения
Понятие тематической информации, тематического запроса. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме: о космосе, о животных, о полководцах и т. д. Ключевые слова как средство выражения тематических запросов. Правила формулировки тематических запросов.
Источники тематического поиска в библиотеке: книжные выставки, тематические полки, тематические картотеки.
Локальная информационная компьютерная система «ЛИКС – ИЗБОРНИК» и мультимедийная программа «Час книги» как источники выполнения тематического запроса.
РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Тема 3.1. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки
Расширение представлений о первичных документах на примере книг, журналов, газет. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные издания. Представление о назначении справочных изданий на примере толковых и орфографических словарей.
Первичный документ как объект анализа. Справочный аппарат учебных и справочных изданий: определение, назначение, функции. Структура справочного аппарата издания: отличительные элементы издания, средства дополнения и сопровождения основного текста, поисковые средства. Отличительные элементы издания, расположенные на титульном листе документа: автор, заглавие, надзаголовочные и подзаголовочные данные, выходные данные. Средства дополнения и сопровождения основного текста в первичном документе: предисловие, введение, послесловие. Поисковые средства первичных документов: оглавление, рубрикация. Ориентировка в учебнике с помощью справочного аппарата.
Роль элементов справочного аппарата при работе с научно-познавательной (природоведческой) литературой.
Элементы справочного аппарата электронных учебных и справочных изданий.
Использование справочного аппарата книги для организации продуктивной учебной и познавательной деятельности младших школьников.
Тема 3.2. Текст как объект аналитико-синтетической переработки
Расширение представлений о тексте. Важнейшие свойства текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность. Тематическое единство текста. Понятие об основной мысли текста и способах ее развития. Средства выражения основной мысли в тексте: цепная и параллельная связь предложений в тексте; единый временной план. Представление об основной теме и микротемах текста.
Понятие о структуре текста. Различение целого и частей в тексте.
Общая характеристика учебных текстов как объектов смыслового анализа и аналитико-синтетической переработки.
Заглавие как средство выражения темы и как отражение содержания учебного текста. Роль абзацев и смысловых связей между абзацами в учебном тексте.
Опорные (ключевые) слова как средство выражения основной мысли текста параграфа в учебнике.
Объяснение, описание, рассуждение, сравнение, сравнительное описание в научно-познавательных (природоведческих) текстах.
Различение научно-познавательных (природоведческих) текстов по общему признаку (объяснение, описание, рассуждение, сравнение, сравнительное описание).
Выявление сравнительного описания в научно-познавательном (природоведческом) тексте. Правила составления сравнительного описания. Самостоятельное составление сравнительного описания.
Тема 3.3. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами
Общие представления о порядке анализа содержания текста. Разделение текста на части. Формулирование основной мысли текста и выделение микротем в частях текста.
Формирование приемов понимания прочитанного на примере научно-познавательных (природоведческих) текстов. Заглавие текста и его смысл, связь с содержанием произведения, главной мыслью. Представление о скрытом смысле заглавия. Составление вариантов заглавий, выбор наиболее подходящего заглавия для текста. Озаглавливание частей текста. Прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций и ключевых слов.
Выделение опорных (ключевых) слов из текста. Ответы на готовые вопросы к тексту. Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения.
Подробный пересказ небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения. Выборочный пересказ текстов.
Обнаружение изменений, происходящих с научно-познавательным (природоведческим) текстом при подробном и выборочном пересказе. Высказывание отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения.
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
Тема 4.1. Технология подготовки планов
Планы как отражение последовательности состава и частей текста. Сущность и назначение плана. Представление о порядке анализа содержания текста как условия составления плана. Способы составления плана: использование последовательно задаваемых вопросов: «О ком или о чем говорится в тексте? Что именно говорится?»; озаглавливание частей текста; выделение ключевых предложений и ключевых слов.
Правила оформления плана. Коллективное составление плана на готовые тексты (сказки, параграфы учебника, научно-познавательные (природоведческие) рассказы) с помощью учителя (библиотекаря).
Использование плана при подготовке сочинения, изложения, письма, рассказа, пересказе прочитанного (фрагментов или текста в целом), подготовке ответов на вопросы.
Тема 4.2. Технология подготовки сочинений
Понятие «сочинение». Сочинение, как письменный текст на определенную тему, самостоятельно созданный учащимся.
Сочинение-описание как сообщение с указанием признаков предметов и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего.
Описание животного, растения, пейзажа, портрета и т. п.
Представление о типичной композиции сочинения-описания: 1) часть, в которой передается общее впечатление от описываемого предмета, что-то о нем сообщается; 2) часть, в которой раскрываются признаки предмета.
Понятие о структурных схемах описания места («Где → что»); описания предметов («Где → какой?»). Выявление и отбор существенных признаков, характеризующих предмет или явление как важнейший этап подготовки сочинения-описания.
Порядок работы над сочинением: обдумывание, осмысление темы сочинения, составление плана, отражающего основные признаки предмета или явления, написание текста сочинения. Понятие о редактировании текста как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности сочинения. Правила оформления сочинения.
Подготовка сочинения-описания по картине.
Тема 4.3. Технология подготовки изложений
Понятие «изложение». Изложение как полное, точное и последовательное воспроизведение (пересказ) содержания текста. Виды изложения: по восприятию исходного текста: а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста; в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста.
Порядок работы над изложением: ознакомительное чтение текста, анализ заглавия (о чем говорится в данном тексте); сравнение заглавия и текста, выяснение значения непонятных слов в тексте; повторное (углубленное) чтение текста; определение темы и основной мысли текста; анализ состава текста (композиционных особенностей текста): из каких частей состоит текст, что связывает его в единое целое; выделение в тексте ключевых (опорных) слов; коллективная работа над составлением плана: выделение основных смысловых частей текста и озаглавливание (сжатие, свертывание их) до кратких формулировок; составление устного или письменного текста изложения. Понятие о редактировании изложения как о процедуре устранения ошибок и обеспечении полноты раскрытия темы, связности, логичности подготовленного текста. Правила оформления изложения.
Подробное (полное) изложение по зрительно воспринятому тексту.
Подготовка изложения на основе рассказа (природоведческого текста).
Тема 4.4. Технология подготовки рассказов
Рассказ как небольшое повествовательное произведение об одном или нескольких событиях с малым количеством действующих лиц. Виды рассказов (веселые рассказы, рассказы природоведческого содержания).
Порядок подготовки рассказа. План как основа подготовки рассказа. Структура: тема рассказа, место и время действия, основное событие, его составные части, вывод. Роль хронологической последовательности в рассказе. Особенности создания веселых рассказов. Комическая ситуация или смешное недоразумение как основа веселых рассказов.
Особенности рассказов природоведческого содержания. Наблюдение как основа рассказов природоведческого содержания.
Комбинация различных приемов изложения (описание, повествования, объяснения, рассуждения) и импровизации при создании рассказов.
Тема 4.5. Технология подготовки писем
Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Виды писем: дружеские, поздравительные, деловые. Правила написания писем
Структура письма (основные элементы письма): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма. Возможные элементы в структуре письма знакомым: обращение, начальная фраза о состоянии переписки, основное содержание письма, сообщение новостей, вопросы адресату, благодарности, просьба писать письма, передача приветов, прощание, концовка и подпись, дата и место написания, если они не указаны в начале письма.
Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем.
Комбинации различных приемов изложения (описание, повествования, объяснения, рассуждения) при подготовке писем.
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых писем в газету и писем знакомым. Объединение писем по общему признаку.
Представление об электронной переписке и электронном письме. Особенности электронного адреса.
Список литературы
Литература общего характера к программе
1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org.
2. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение [Текст]: учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высших и средних пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
4. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2001. – 367 с.
5. Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] / О. Р. Старовойтова, Т. И. Полякова, Ю. В. Лисовская; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.
6. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник [Текст] / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.
7. Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т. В. Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 432 с.
8. О книге и библиотеке [Текст]: сборник библиотечных уроков / сост. В. В. Попова, Н. Н. Федоренко; Управление образования Администрации Новосибирской области; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Новосибирская областная детская библиотека им. А. М. Горького. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000. – 126 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // http://dictionary.bio.ru
10. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 527 с.
11. Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник / под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. А-М. – 608 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – Т. 2. М-Я. – 672 с.
14. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 559 с.
15. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2000. – 432 с.
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
1. Бардин, К. В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К. В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.
2. Бачило, А. Г. Два путешествия с компьютером [Текст]: для детей /
А. Г. Бачило, И. А. Ткаченко. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с.
3. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга [Текст]: о читателе 8–9 лет / Л. И. Беленькая. – М.: Книга, 1967. – 167 с.
4. Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.
5. Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практ. пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.
6. Галанов, Б. Е. Книжка про книжки [Текст]: очерки / Б. Е. Галанов. –
3-е изд., доп. – М.: Детская литература, 1985. – 175 с.
7. Губанова, М. И. Воспитание культуры чтения младших школьников [Текст] / М. И. Губанова. – М.: Книга, 1968. – 111 с.
8. Информатика [Текст]: энциклопедический словарь для начинающих / под общ. ред. Д. А. Поспелова. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 349 с.
9. Кулагина, Н. В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях [Текст] / Н. В. Кулагина // Библиография. – 2003. – № 2. – С. 29–41.
10. Левина, Е. Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества [Текст]: учеб. пособие / Е. Р. Левина, М. Б. Шеломенцева. – М., 1991. – 87 с.
11. Минералова, И. Г. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / И. Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 175 с.
12. Русская литература для детей [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. Д. Полозова, Г. И. Туюкина, Т. А. Полозова, М. П. Бархота; под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.
13. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник для библиотечных факультетов вузов культуры, университетов и педагогических институтов / Е. Ф. Рыбина. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1994. – 239 с.
14. Рыбина, Е. Ф. Библиография литературы для детей [Текст]: учебник для институтов культуры и пед. вузов. / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 256 с.
15. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.
16. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: практ. методика: учеб. пособие для студ. пед вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
17. Симонович, С. В. Занимательный компьютер [Текст]: кн. для детей, учителей и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Аст – Пресс, 1998. – 368 с.
18. Советские детские писатели: биобиблиографический словарь (1917–1957) [Текст] / сост. А. М. Витман, Л. Г. Оськина. – М.: Детская литература, 1961. – 430 с.
19. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.
20. Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
1. Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.
2. Неусыпова, Н. М. Учусь понимать слово [Текст]: толковый словарик: пособие для учащихся начальной школы / Н. М. Неусыпова, О. М. Стригина. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.
3. Мои первые слова [Текст]: иллюстрированный словарик для малышей: [пер. с англ.] / Т. Ю. Покидаевой; оформ. и изгот. моделей Джо Лайтчфилда. – М.: Росмэн, 2001. – 48 с.
4. Моргенштерн, И. Г. Занимательная библиография [Текст] / И. Г. Моргенштерн, Б. Т. Уткин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.
5. Ставская, Г. М. Учусь понимать образные выражения [Текст]: фразеологический словарик: пособие для учащихся начальной школы / Г. М. Ставская. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
6. Шапиро, Э. Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеке [Текст] / Э. Л. Шапиро // Научные и технические библиотеки. – 1975. – № 2 . – С. 36–42.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
1. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга [Текст]: о читателе 8–9 лет / Л. И. Беленькая. – М.: Книга, 1967. – 167 с.
2. Библиотечно-библиографические знания – школьникам [Текст]: практическое пособие / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 1989. – 216 с.
3. Голованова, М. В. Справочник учителя начальной школы [Текст]: литературные чтения / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176 с.
4. Горячева, И. А. Русский язык: наглядность при работе с текстом [Текст]: метод. пособие / И. А. Горячева. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.
5. Губанова, М. И. Воспитание культуры чтения младших школьников [Текст] / М. И. Губанова. – М.: Книга, 1968. – 111 с.
6. Зайцева, С. А. Моделирование простых текстовых задач [Текст] / С. А. Зайцева. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
7. Лёвушкина, О. Н. Словарная работы в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / О. Н. Левушкин. – М.: Владос, 2003. – 960 с.
8. Методика обучения грамоте [Текст]: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера». – 2000. – 144 с.
9. Методика обучения чтению [Текст]: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / сост. Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера». – 2000. – 240 с.
10. Неусыпова, Н. М. Учусь понимать слово [Текст]: толковый словарик: пособие для учащихся начальной школы / Н. М. Неусыпова, О. М. Стригина. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.
11. Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе [Текст]: контрольные работы, тексты, диктанты, изложения / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. – 2-е изд., испр. – М.: Ветлана – Граф, 2004. – 320 с.
12. Светловская, Н. Н. Внеклассное чтение во 2 классе [Текст]: пособие для учителя / Н. Н. Светловская, О. В. Джежелий. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 201 с.
13. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.
14. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению [Текст]: практическая методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. Н Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
15. Ставская, Г. М. Учусь понимать образные выражения [Текст]: фразеологический словарик: пособие для учащихся начальной школы / Г. М. Ставская. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
16. Тимофеева, И. Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти [Текст]: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н. Тимофеева. – СПб., 2000. – 512 с.
Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
1. Начало…: Как пишут сочинение ученики одной из московских школ [Текст]: сборник / сост. 3. А. Блюмина. – М.: Моск. ин-т развития образоват. систем, 1992. – 134 с.
2. Романова, В. Ю. Русский язык в начальной школе [Текст]: контрольные работы, тексты, диктанты, изложения / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко. – 2-е изд., испр. – М.: Ветлана – Граф, 2004. – 320 с.
3. Темиз, Я. В. Как писать сочинение [Текст] / Я. В. Темиз. – М.: Помпадур, 2000. – 128 с.
4. Шипицына, Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами [Текст]: кн. для учителя / Г. М. Шипицына. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.