Тестовые задания по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-11 классов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений
Ключи к тестовым заданиям
Составители:
Гендина Н.И., доктор пед. наук, профессор
Стардубова Г.А., кандидат пед. наук, доцент
Уленко Ю.В. , ст.преподаватель
Тестовые задания предназначены для проверки знаний и умений учащихся в области информационной культуры. Предложенная система тестовых заданий выполнена в соответствии с содержанием учебной программы «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-11 классов. Она ориентирована на проверку знаний понятийно-терминологического аппарата курса, а также на выявление и проверку умений по работе с информационными ресурсами, умения использовать основные алгоритмы информационного поиска как в традиционной (библиотечной), так и электронной среде. Особое внимание в системе тестовых заданий уделяется контролю за освоением учащимися способов и методов аналитико-синтетической переработки информации и технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
Порядок следования тестовых заданий соответствует принятой в программе последовательности изложения учебного материала и предусматривает четыре раздела: «Информационные ресурсы общества и информационная культура»; «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»; «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»; «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений».
Тестовые задания включают 60 заданий и ключи к ним. Предлагаемая система тестового контроля знаний и умений носит закрытый характер, что позволяет реализовать их в автоматизированном варианте и включает два варианта тестовых заданий:
1. Выбор одного правильного ответа из предложенных четырех вариантов (ответы пронумерованы, учащийся должен отметить один вариант ответа);
2. Установление последовательности действий (ответы не пронумерованы, учащийся должен установить цифрами порядок действий).
Данный вариант тестовых заданий может быть использован в режиме как вводного, так и итогового диагностирования.
Раздел I. Информационные ресурсы общества
и информационная культура
1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
01; источник информации
02; издание
03; документ
04; публикация
2. Если документ является результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, это:
01; вторичный документ
02; электронный документ
03; неопубликованный документ
04; издание
3. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации - ученых, специалистов, писателей, журналистов и т.д.?
01; первичный документ
02; опубликованный документ
03; издание
04; вторичный документ
4. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть:
01; общество новых информационных технологий
02; информационное общество
03; компьютеризированное общество
04; автоматизированное общество
5. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий, есть:
01; компьютеризация
02; информатизация
03; автоматизация
04; медиатизация
6. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
01; информационный взрыв
02; информационный барьер
05; информационный поток
03; информационный процесс
7. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
01; информационный барьер
02; информационный кризис
03; информационный взрыв
04; информационный процесс
8. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:
01; библиотечно-библиографическая культура
02; компьютерная грамотность
03; информационная культура
04; информационная грамотность
9. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
01; Российская государственная библиотека (РГБ)
02; Российская национальная библиотека (РНБ)
03; Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
04; Российская книжная палата (РКП)
10. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
01; Российская книжная палата (РКП)
02; Российская национальная библиотека (РНБ)
03; Научный центр правовой информации (НЦПИ)
04; Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)
11. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
01; Российская государственная библиотека (РГБ)
02; Российская книжная палата (РКП)
03; Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)
04; Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)
12. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
01; доменное имя
02; URL
03; браузер
04; HTML
13. Комплекс web-страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:
01; форумом
02; чатом
03; сайтом
04; порталом
14. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
01; сервер
02; провайдер
03; сайт
04; чат
15. Компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук, видеоизображение, это
01; анимация
02; мультимедиа
03; телетекст
04; гипертекст
16. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
01; стратегические ресурсы
02; кадровые ресурсы
03; информационные ресурсы
04; природные ресурсы
17. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение обществом нового качества, это:
01; информационный кризис
02; информационная революция
03; информационный взрыв
04; информационный процесс
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
18. Книги о способах защиты от компьютерных вирусов, опубликованные на русском языке за последний год, рациональнее всего найти, используя:
01; Книжную летопись
02; Реферативный журнал «Информатика»
03; Журнал «КОМПЬЮТЕР ПРЕСС»
04; Списки литературы в монографиях по компьютерной безопасности
19. Ответ на вопрос «Что такое Интранет?» можно найти, используя:
01; алфавитный каталог
02; систематический каталог
03; справочные издания
04; библиографический указатель
20. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
01; фамилия конкретного автора
02; тема книги
03; год издания
04; жанр книги
21. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификации, это
01; алфавитный каталог
02; систематический каталог
03; предметный каталог
04; электронный каталог
22. Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью:
01; алфавитного каталога
02; систематического каталога
03; систематической картотеки статей
04; картотеки периодических изданий
23. Установить наличие в библиотеке журнала «Мир ПК» можно по:
01; систематическому каталогу
02; алфавитному каталогу
03; картотеке периодических изданий
04; предметному каталогу
24. Установить наличие в библиотеке книги И. Панарина «Технология информационной войны» можно по:
01; систематическому каталогу
02; алфавитному каталогу
03; реферативному журналу «Информатика»
04; предметному каталогу
25. Для получения файла с FTP –сервера необходимо знать:
01; размер файла
02; адрес FTP –сервера
03; E-mail
04; ключевое слово
26. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
01; логические операторы
02; электронный каталог
03; пароль
04; гиперссылки
27. Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это:
01; ИНТРАНЕТ
02; Сотовая сеть
03; ИНТЕРНЕТ
04; ИНТРАСЕТЬ
28. Программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов.
01; хостинг
02; сервер
03; интерфейс
04; браузер
29. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося Интернет-ресурса целесообразнее:
01; сохранять web-страницу на своем компьютере
02; фиксировать вручную адреса Web-страниц в записной книжке
03; заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер
04; копировать адрес страницы в текстовый файл
30. Какой из пропущенных в данном библиографическом описании элемент прежде всего следует уточнить, чтобы в библиотеке вам могли выдать этот документ: Гендина Н.И. Феномен информации: Грамотность без оттенка примитивности// Учительская газета. - №30 (27 июля).
01; жанр статьи
02; фамилию соавтора
03; год издания
04; номера страниц
РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
31. Издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, это:
01; информационное издание
02; электронный каталог
03; список литературы
04; библиографический указатель
32. Информационное издание, содержащее в систематизированном виде рефераты документов по какой-либо отрасли, предмету, проблеме, есть:
01; реферативный обзор
02; экспресс-информация
03; сигнальная информация
04; реферативный журнал
33. Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа, это:
01; примечание
02; сноска
03; библиографическая запись (библиографическое описание?)
04; библиографическая ссылка
34. Слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:
01; ключевые слова
02; метафоры
03; омонимы
04; синонимы
35. Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:
01; тезисы
02; дайджест
03; цитата
04; компендиум
36. Научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:
01; отчет
02; тезисы
03; диссертация
04; научная статья
37. Совокупность сведений справочного, научного или пояснительного характера, дополняющих основной текст, помогающих лучше понимать его и (или) облегчающих пользование книгой, это:
01; дайджест
02; справочный аппарат книги
03; обзор
04; резюме
38. Вторичный документ, представляющий собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных в строго определенном порядке, позволяющих разыскать, идентифицировать документ и дать его общую характеристику, это:
01; библиографическая запись
02; библиографическая ссылка
03; сноска
04; библиографическое описание документа
39. Преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также их оценки, сопоставления и обобщения, есть:
01; конвертирование информации
02; форматирование информации
03; индексирование
04; аналитико-синтетическая переработка информации
40. Процесс физического уменьшения объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания, есть:
01; свертывание информации
02; кодирование информации
03; трансформирование данных
04; конвертирование информации
41. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?», есть:
01; аннотация
02; дайджест
03; обзор
04; библиографическое описание документа
42. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?», есть:
01; аннотация
02; резюме
03; реферат
04; обзор
43. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:
01; реферат
02; обзор
03; аннотация
04; библиографический указатель
44. Наименование службы и предоставляемой ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети, это:
01; гофер
02; интерфейс
03; электронная почта
04; портал
45. Нелинейная компьютерная форма представления информации, характеризующаяся наличием связей и ссылок между фрагментами текста, есть:
01; гипертекст
02; мультимедиа
03; сайт
04; гипермедиа
46. Сообщения, имеющие рекламный характер, навязанные адресату и не представляющие для него интереса, пересылаемые по электронной почте, это:
01; спам
02; чат
03; байт
04; сэмпл
РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
47. Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами сочинения, реферата, доклада и т.п., это:
01; план
02; обзор
03; тезисы
04; дайджест
48. Установите правильную последовательность действий при работе над сочинением:
1- написание черновика сочинения
2- составление плана сочинения
3- подбор фактов, примеров
4- подбор литературы
5- чтение и анализ литературы
6- редактирование
7- оформление сочинения
49. В состав какого документа входят все перечисленные ниже аспекты: тема книги, краткий пересказ сюжета, характеристика главных героев, выделение запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась книга, высказывание своего отношения к прочитанному, самостоятельная оценка книги?
01; реферата
02; сочинения
03; отзыва на книгу
04; обзора
50. Установите правильную последовательность действий при работе над отзывом на книгу:
1- подготовка плана отзыва
2- редактирование
3- составление библиографического описания документа
4- написание черновика отзыва
5- оформление отзыва
51. Специфической чертой подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации, является:
01; индивидуализированный характер представления информации
02; полнота отражения информации
03; лаконичность
04; точность отражения информации
52. Исключите элемент, не входящий в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:
01; библиографическое описание документа
02; основные положения, идеи первоисточника
03; примеры, иллюстрации
04; определения основных понятий, используемых в первоисточнике
53. Исключите свойство, не присущее официально-деловым документам:
01; точность и однозначность
02; эмоциональность, экспрессивность
03; стандартизация речевых оборотов
04; стилистическая нейтральность,
54. Какой из приведенных ниже адресов является адресом электронной почты:
01; http://www.spesialist.ru
02; www.spesialist.ru@петр
03; http://www.spesialist.ru@petr
04; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
55. Что такое URL?
01; пароль доступа к файлу
02; вид телеконференции
03; электронный адрес документа в среде WWW
04; графический интерфейс для оперативного поиска данных в сети
56. В предложенном списке укажите URL
01; http
02; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
03; http://www.spesialist.ru
04; http://www.специалист.ru
57. Инструмент для поиска информации в Интернете, использующий специальную программу для сканирования сети, при помощи которого пользователь может получить список ссылок по его запросу, есть
01; электронные каталоги
02; поисковые системы
03; базы данных
04; порталы
58. Инструмент для поиска библиографической информации, позволяющий осуществлять поиск по всем значимым полям с возможностью усечения терминов запроса, есть
01; поисковые системы
02; базы данных
03; электронные каталоги
04; электронные библиотеки
59. Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
01; электронная библиотека
02; база данных
03; поисковая система
04; электронная почта
60. Инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
01; поисковая машина
02; портал
03; форум
04; поисковый каталог
Ключи к тестовым заданиям
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
- 03
- 01
- 01
- 02
- 02
- 01
- 02
- 03
- 04
- 04
- 03
- 01
- 01
- 03
- 02
- 03
- 02
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
- 01
- 03
- 01
- 02
- 02
- 03
- 02
- 02
- 01
- 03
- 04
- 03
- 03
РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- 01
- 04
- 04
- 01
- 03
- 02
- 02
- 04
- 04
- 01
- 01
- 03
- 02
- 03
- 01
- 01
РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- 01
- 4, 5, 2, 3, 1, 6, 7
- 03
- 3, 1, 4, 2, 5
- 01
- 03
- 02
- 04
- 03
- 03
- 03
- 03
- 01
- 04