Тестовые задания по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-11 классов

Введение
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка информации
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений
Ключи к тестовым заданиям

Составители:

Гендина Н.И., доктор пед. наук, профессор

Стардубова Г.А., кандидат пед. наук, доцент

Уленко Ю.В. , ст.преподаватель

Введение

Тестовые задания предназначены для проверки знаний и умений учащихся в области информационной культуры. Предложенная система тестовых заданий выполнена в соответствии с содержанием учебной программы «Основы информационной культуры личности» для учащихся 10-11 классов. Она ориентирована на проверку знаний понятийно-терминологического аппарата курса, а также на выявление и проверку умений по работе с информационными ресурсами, умения использовать основные алгоритмы информационного поиска как в традиционной (библиотечной), так и электронной среде. Особое внимание в системе тестовых заданий уделяется контролю за освоением учащимися способов и методов аналитико-синтетической переработки информации и технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

Порядок следования тестовых заданий соответствует принятой в программе последовательности изложения учебного материала и предусматривает четыре раздела: «Информационные ресурсы общества и информационная культура»; «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»; «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»; «Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы выпускников общеобразовательных учреждений».

Тестовые задания включают 60 заданий и ключи к ним. Предлагаемая система тестового контроля знаний и умений носит закрытый характер, что позволяет реализовать их в автоматизированном варианте и включает два варианта тестовых заданий:

1. Выбор одного правильного ответа из предложенных четырех вариантов (ответы пронумерованы, учащийся должен отметить один вариант ответа);

2. Установление последовательности действий (ответы не пронумерованы, учащийся должен установить цифрами порядок действий).

Данный вариант тестовых заданий может быть использован в режиме как вводного, так и итогового диагностирования.

Раздел I. Информационные ресурсы общества

и информационная культура

1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:

01; источник информации

02; издание

03; документ

04; публикация

2. Если документ является результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, это:

01; вторичный документ

02; электронный документ

03; неопубликованный документ

04; издание

3. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации - ученых, специалистов, писателей, журналистов и т.д.?

01; первичный документ

02; опубликованный документ

03; издание

04; вторичный документ

4. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть:

01; общество новых информационных технологий

02; информационное общество

03; компьютеризированное общество

04; автоматизированное общество

5. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий, есть:

01; компьютеризация

02; информатизация

03; автоматизация

04; медиатизация

6. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:

01; информационный взрыв

02; информационный барьер

05; информационный поток

03; информационный процесс

7. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:

01; информационный барьер

02; информационный кризис

03; информационный взрыв

04; информационный процесс

8. Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

01; библиотечно-библиографическая культура

02; компьютерная грамотность

03; информационная культура

04; информационная грамотность

9. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:

01; Российская государственная библиотека (РГБ)

02; Российская национальная библиотека (РНБ)

03; Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

04; Российская книжная палата (РКП)

10. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:

01; Российская книжная палата (РКП)

02; Российская национальная библиотека (РНБ)

03; Научный центр правовой информации (НЦПИ)

04; Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН)

11. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:

01; Российская государственная библиотека (РГБ)

02; Российская книжная палата (РКП)

03; Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ)

04; Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ)

12. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:

01; доменное имя

02; URL

03; браузер

04; HTML

13. Комплекс web-страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

01; форумом

02; чатом

03; сайтом

04; порталом

14. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:

01; сервер

02; провайдер

03; сайт

04; чат

15. Компьютерная система и технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук, видеоизображение, это

01; анимация

02; мультимедиа

03; телетекст

04; гипертекст

16. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:

01; стратегические ресурсы

02; кадровые ресурсы

03; информационные ресурсы

04; природные ресурсы

17. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных от­ношений и приобретение общест­вом нового качества, это:

01; информационный кризис

02; информационная революция

03; информационный взрыв

04; информационный процесс

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

18. Книги о способах защиты от компьютерных вирусов, опубликованные на русском языке за последний год, рациональнее всего найти, используя:

01; Книжную летопись

02; Реферативный журнал «Информатика»

03; Журнал «КОМПЬЮТЕР ПРЕСС»

04; Списки литературы в монографиях по компьютерной безопасности

19. Ответ на вопрос «Что такое Интранет?» можно найти, используя:

01; алфавитный каталог

02; систематический каталог

03; справочные издания

04; библиографический указатель

20. При адресном поиске основным поисковым элементом является:

01; фамилия конкретного автора

02; тема книги

03; год издания

04; жанр книги

21. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификации, это

01; алфавитный каталог

02; систематический каталог

03; предметный каталог

04; электронный каталог

22. Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью:

01; алфавитного каталога

02; систематического каталога

03; систематической картотеки статей

04; картотеки периодических изданий

23. Установить наличие в библиотеке журнала «Мир ПК» можно по:

01; систематическому каталогу

02; алфавитному каталогу

03; картотеке периодических изданий

04; предметному каталогу

24. Установить наличие в библиотеке книги И. Панарина «Технология информационной войны» можно по:

01; систематическому каталогу

02; алфавитному каталогу

03; реферативному журналу «Информатика»

04; предметному каталогу

25. Для получения файла с FTP –сервера необходимо знать:

01; размер файла

02; адрес FTP –сервера

03; E-mail

04; ключевое слово

26. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:

01; логические операторы

02; электронный каталог

03; пароль

04; гиперссылки

27. Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP, это:

01; ИНТРАНЕТ

02; Сотовая сеть

03; ИНТЕРНЕТ

04; ИНТРАСЕТЬ

28. Программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов.

01; хостинг

02; сервер

03; интерфейс

04; браузер

29. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося Интернет-ресурса целесообразнее:

01; сохранять web-страницу на своем компьютере

02; фиксировать вручную адреса Web-страниц в записной книжке

03; заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер

04; копировать адрес страницы в текстовый файл

30. Какой из пропущенных в данном библиографическом описании элемент прежде всего следует уточнить, чтобы в библиотеке вам могли выдать этот документ: Гендина Н.И. Феномен информации: Грамотность без оттенка примитивности// Учительская газета. - №30 (27 июля).

01; жанр статьи

02; фамилию соавтора

03; год издания

04; номера страниц

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

31. Издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, это:

01; информационное издание

02; электронный каталог

03; список литературы

04; библиографический указатель

32. Информационное издание, содержащее в систематизированном виде рефераты документов по какой-либо отрасли, предмету, проблеме, есть:

01; реферативный обзор

02; экспресс-информация

03; сигнальная информация

04; реферативный журнал

33. Совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых и достаточных для общей характеристики, идентификации и поиска документа, это:

01; примечание

02; сноска

03; библиографическая запись (библиографическое описание?)

04; библиографическая ссылка

34. Слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

01; ключевые слова

02; метафоры

03; омонимы

04; синонимы

35. Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

01; тезисы

02; дайджест

03; цитата

04; компендиум

36. Научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть:

01; отчет

02; тезисы

03; диссертация

04; научная статья

37. Совокупность сведений справочного, научного или пояснительного характера, дополняющих основной текст, помогающих лучше понимать его и (или) облегчающих пользование книгой, это:

01; дайджест

02; справочный аппарат книги

03; обзор

04; резюме

38. Вторичный документ, представляющий собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных в строго определенном порядке, позволяющих разыскать, идентифицировать документ и дать его общую характеристику, это:

01; библиографическая запись

02; библиографическая ссылка

03; сноска

04; библиографическое описание документа

39. Преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечения необходимых сведений, а также их оценки, сопоставления и обобщения, есть:

01; конвертирование информации

02; форматирование информации

03; индексирование

04; аналитико-синтетическая переработка информации

40. Процесс физического уменьшения объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания, есть:

01; свертывание информации

02; кодирование информации

03; трансформирование данных

04; конвертирование информации

41. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?», есть:

01; аннотация

02; дайджест

03; обзор

04; библиографическое описание документа

42. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?», есть:

01; аннотация

02; резюме

03; реферат

04; обзор

43. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.), это:

01; реферат

02; обзор

03; аннотация

04; библиографический указатель

44. Наименование службы и предоставляемой ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети, это:

01; гофер

02; интерфейс

03; электронная почта

04; портал

45. Нелинейная компьютерная форма представления информации, характеризующаяся наличием связей и ссылок между фрагментами текста, есть:

01; гипертекст

02; мультимедиа

03; сайт

04; гипермедиа

46. Сообщения, имеющие рекламный характер, навязанные адресату и не представляющие для него интереса, пересылаемые по электронной почте, это:

01; спам

02; чат

03; байт

04; сэмпл

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

47. Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами сочинения, реферата, доклада и т.п., это:

01; план

02; обзор

03; тезисы

04; дайджест

48. Установите правильную последовательность действий при работе над сочинением:

1- написание черновика сочинения

2- составление плана сочинения

3- подбор фактов, примеров

4- подбор литературы

5- чтение и анализ литературы

6- редактирование

7- оформление сочинения

49. В состав какого документа входят все перечисленные ниже аспекты: тема книги, краткий пересказ сюжета, характеристика главных героев, выделение запомнившихся фрагментов, объяснение, почему понравилась книга, высказывание своего отношения к прочитанному, самостоятельная оценка книги?

01; реферата

02; сочинения

03; отзыва на книгу

04; обзора

50. Установите правильную последовательность действий при работе над отзывом на книгу:

1- подготовка плана отзыва

2- редактирование

3- составление библиографического описания документа

4- написание черновика отзыва

5- оформление отзыва

51. Специфической чертой подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации, является:

01; индивидуализированный характер представления информации

02; полнота отражения информации

03; лаконичность

04; точность отражения информации

52. Исключите элемент, не входящий в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника:

01; библиографическое описание документа

02; основные положения, идеи первоисточника

03; примеры, иллюстрации

04; определения основных понятий, используемых в первоисточнике

53. Исключите свойство, не присущее официально-деловым документам:

01; точность и однозначность

02; эмоциональность, экспрессивность

03; стандартизация речевых оборотов

04; стилистическая нейтральность,

54. Какой из приведенных ниже адресов является адресом электронной почты:

01; http://www.spesialist.ru

02; www.spesialist.ru@петр

03; http://www.spesialist.ru@petr

04; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

55. Что такое URL?

01; пароль доступа к файлу

02; вид телеконференции

03; электронный адрес документа в среде WWW

04; графический интерфейс для оперативного поиска данных в сети

56. В предложенном списке укажите URL

01; http

02; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

03; http://www.spesialist.ru

04; http://www.специалист.ru

57. Инструмент для поиска информации в Интернете, использующий специальную программу для сканирования сети, при помощи которого пользователь может получить список ссылок по его запросу, есть

01; электронные каталоги

02; поисковые системы

03; базы данных

04; порталы

58. Инструмент для поиска библиографической информации, позволяющий осуществлять поиск по всем значимым полям с возможностью усечения терминов запроса, есть

01; поисковые системы

02; базы данных

03; электронные каталоги

04; электронные библиотеки

59. Распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

01; электронная библиотека

02; база данных

03; поисковая система

04; электронная почта

60. Инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:

01; поисковая машина

02; портал

03; форум

04; поисковый каталог

Ключи к тестовым заданиям

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

  1. 03
  2. 01
  3. 01
  4. 02
  5. 02
  6. 01
  7. 02
  8. 03
  9. 04
  10. 04
  11. 03
  12. 01
  13. 01
  14. 03
  15. 02
  16. 03
  17. 02

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ

  1. 01
  2. 03
  3. 01
  4. 02
  5. 02
  6. 03
  7. 02
  8. 02
  9. 01
  10. 03
  11. 04
  12. 03
  13. 03

РАЗДЕЛ III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА

ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. 01
  2. 04
  3. 04
  4. 01
  5. 03
  6. 02
  7. 02
  8. 04
  9. 04
  10. 01
  11. 01
  12. 03
  13. 02
  14. 03
  15. 01
  16. 01

РАЗДЕЛ IV. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. 01
  2. 4, 5, 2, 3, 1, 6, 7
  3. 03
  4. 3, 1, 4, 2, 5
  5. 01
  6. 03
  7. 02
  8. 04
  9. 03
  10. 03
  11. 03
  12. 03
  13. 01
  14. 04
^