Научно-практический семинар «Национальная программа поддержки и развития чтения: региональный аспект»

Выступления

1. Чтение в структуре формирования информационной культуры личности

Гендина Наталья Ивановна, директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, доктор пед. наук, профессор

Охарактеризовала «Национальную программу поддержки и развития чтения». Представила цели и задачи программы, которые ставятся перед гражданами России.  Подчеркнула особую роль библиотечных работников и преподавателей в формировании культуры чтения. Вскрыла неразрывную связь культуры чтения и информационной культуры личности.

2. Проблемы чтения в общеобразовательных учреждениях: системный и деятельностный подходы

Лазарева Людмила Ивановна, зав. кафедрой социальной педагогики КемГУКИ, канд. пед. наук, доцент

Рассмотрела  проблему грамотности чтения в образовательных учреждениях. Затронула вопросы системного подхода  к формированию функционального чтения, связанного с пониманием школьниками различных  видов и жанров текста, «сплошных» и «несплошных» текстов. Особое внимание уделила развитию критического мышления учащихся на основе владения знаниями, умениями и навыками рациональных приемов чтения и аналитико-синтетической переработки информации.

3. Методика обучения чтению научной литературы

Араева Людмила Алексеевна, зав. каф. риторики и стилистики КемГУ, доктор фил. наук, профессор, академик МАН ВШ

Акцентировала внимание на необходимости дифференцированного подхода к применению комплекса форм и методов (чтение вслух, комментированное чтение, чтение по абзацам и др.) обучения студентов разных курсов филологического факультета университета приемам чтения и пониманию прочитанного текста.  Дала характеристику своей новой книги, посвященной обучению чтению как детей, так и их родителей.

4. Проблема читателя в западном мире

Юртаева Ирина  Алексеевна, доцент кафедры русской литературы и фольклора КемГУ, канд. фил. наук, Dr. Centre for Russian and East European Studies University of Toronto

Осветила проблемы чтения в Канаде и России.  Подчеркнула усиливающийся разрыв между технократическим и гуманитарным образованием за рубежом. Указала на ограниченность метода тестирования  как инструмента оценки понимания текста.

5. Русская классика: читать или не читать?

Шунков Александр Викторович, зав. каф. литературы и русского языка КемГУКИ, канд. фил. наук, доцент

Отметил противоречия между общеобразовательными государственными стандартами по русской литературе и Национальной программой чтения. Указал на сокращение количества часов преподавания русской классической литературы, и как следствие, -  невысокий уровень знаний российского школьника. Акцентировал внимание на сложности использования метода тестирования  для оценки качества  знаний школьников по литературе.

6. Проблема подросткового чтения глазами школьного учителя

Бурдакова   Яна Владимировна,  Заместитель директора по экспериментальной работе МОУ «Металлплощадская средняя общеобразовательная школа Кемеровского района Кемеровской области»

Представила результаты проведенных вМОУ «Металлплощадская средняя общеобразовательная школа Кемеровского района Кемеровской области»  исследований  чтения учащихся 7 – 10-ых классов. Отметила необходимость создания системы формирования позитивного образа книги и читателя как средства повышения качества обучения и общего уровня воспитанности школьников. Доклад вызвал живой интерес  и множество вопросов у  работников библиотек,  преподавателей школ и вузов.

7. Чтение художественного текста: проблема адекватного понимания

Астахов Олег Юрьевич, канд. культурологии, доцент кафедры культурологии

В докладе обсуждалась проблема истинного и ложного понимания текста.  Автор указал на  сложность оценки  адекватности восприятия  смысла текста читателем. Акцентировал внимание на соотношении понятий «текст»  и «произведение».

8. Продвижение чтения в школьной библиотеке

Нахайлык Валентина Евгеньевна, зав. библиотекой МОУ "Гимназия  № 44", г. Новокузнецк

Осветила опыт работы в библиотеке гимназии  по пропаганде чтения среди учащихся и родителей. Охарактеризовала основные формы работы по привлечению читателей в библиотеку. Отметила первостепенную задачу школьной библиотеки -  вернуть ребенку наслаждение чтением, которое он испытывал, когда ему мама или бабушка читали, и потерял, когда самостоятельное чтение стало для него нелегким трудом. Доказала необходимость        использования классического дуэта – библиотекарь и классный руководитель.

9. Программно-целевая деятельность библиотек в области продвижения чтения

Обрикова Наталья Николаевна,  зам. директора ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества

Основываясь на богатом методическом опыте работы, привела результаты анализы программ чтения, разработанных библиотеками Кузбасса. Отметила типичные недостатки: механическое заимствование Национальной программы без учета региональных особенностей и отсутствие четкой формулировки цели и задач. Подчеркнула недопустимость разделения понятий «культура чтения» и «информационная  культура».

10. Видеотеатр как форма привлечения к чтению юношества

Гурышева Раиса Сергеевна,  зав. Центром чтения «Бинален-4» ЦБС г. Кемерово.

Охарактеризовала нетрадиционные методы работы с детьми и подростками по продвижению чтения и применению новых технологий: творческой визуализации информационной культуры,  издания детских журналов для читателей («Золотинки», «Пласты времени», «Розовый слон» и др.).  Познакомила с новой формой творческой реализации юных читателей «Видеотеатр»  (создание видео-фильмов для привлечения внимания подростков и семейного просмотра  на литературную и историческую тематику).

11. Экспериментальный центр развития детского и молодежного чтения

Сапожникова Елена Евгеньевна, главный библиотекарь ГУК «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества

Осветила многообразие  форм и методов по продвижению чтения среди детей и юношества.  Обозначила   роль экспериментального центра развития детского и молодежного чтения в пропаганде книги среди юного населения Кузбасса.

 

12. Проект «Читающий город»

Павленко Татьяна Петровна, директор  Центральной городской детской библиотеке им. А. М. Береснева (г.Кемерово)
Директор ЦГДБ А. М. Береснева Павленко Т.А. дала общую характеристику проекта по продвижению чтения в г. Кемерове. Особый интерес и дискуссию вызвали результаты социологического исследования по детскому чтению, которые были представлены психологом библиотеки С. А. Тетеревым.  В рамках исследования обсуждались вопросы: Каков уровень развития детского чтения на современном этапе? Какова должна быть библиотека будущего? Что предпочитают читать дети: отечественную или зарубежную литературу?

13. Книга и чтение в семье

Туева Людмила Михайловна, доцент кафедры  ТДК КемГУКИ, канд. пед. наук
Указала на влияние произошедших в последние годы социально-экономических    изменений на   семью  и семейное чтение. Акцентировала внимание на тенденцию  к снижению количества и качества  домашних библиотек, дала общую характеристику современных типов семей и их досуга. Отметила, что современная семья в читательской деятельности не является примером для своих детей. Выявила тенденцию изменения характера чтения с культурологического на деловое.  Подчеркнула разные модели читательского поведения в социальных средах современного населения города.

14. Массовый читатель: социальный портрет

Овчинникова Елена Анатольевна, зам. директора ЦГБ  им. Н. В. Гоголя
Охарактеризовала  опыт работы с массовым читателем.  Представила  формы и методы работы по продвижению чтения в центральной городской библиотеке.

15. Особенности чтения незрячего пользователя

Ветошкина Татьяна Валерьевна, зам. директора ГУК «Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих»

Осветила работу библиотеки в продвижении информации для особых категорий пользователей – незрячих и слабовидящих. Рассказала об использовании новых информационно-коммуникационных технологий, рассчитанных на социально-незащищенные слои населения. Представила результаты конкурса «Мир на кончиках пальцев», выявившего лучших читателей, владеющих системой Брайля. Охарактеризовала дальнейшие направления работы библиотеки по продвижению чтения среди людей с ограниченными возможностями.

16. Как заинтересовать детей… чтением?

Бычкова Екатерина Евгеньевна, учитель начальных классов, и.о. библиотекой МОУ «Гимназия № 71»

Рассказала об опыте работы школьной библиотеки по продвижению книги среди учащихся.  Представила результаты детского конкурса  «Моя домашняя библиотека» (рисунки, фотографии, сочинения детей).  Акцентировала внимание на необходимости использования активных игровых форм и методов при работе с учащимися.  Одобрение аудитории вызвал буклет «Первоклашководитель»  -  путеводитель по библиотеке для самых юных читателей.

17. Детское чтение  -  открытое окно в мир познания

Долгова Наталья Александровна, зав. библиотекой МОУ «Гимназия № 89»

Рассказала об использовании театрализованных форм и методов в школьной библиотеке с младшими школьниками. Отметила позитивное влияние игровых методов на продвижение книги среди юных читателей. Акцентировала внимание на необходимость формирования благоприятного имиджа библиотеки и школьного библиотекаря, позволяющего преодолеть психологический барьер детей в общении с библиотекарем как с «чужим  взрослым».

В итоговой  дискуссии приняли участие зав. кафедрой ТДК КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор И.С. Пилко, предложившая продолжить проведение подобных семинаров, в частности, по теме «Чтение в компьютерную эпоху».  Директор института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ, канд. пед. наук, доцент Г. М. Брагина привлекла внимание к  проблемам, связанным с особенностями представления,  освоения и понимания текста на различных носителях,  как традиционных, так и мультимедийных. Особый интерес вызвали вопросы о результатах психолого-социологических исследований по проблемам чтения детей и молодежи.

^