Программа эксперимента

Наименование направления

Использование  новых информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе

Тема эксперимента

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе как условие формирования информационной культуры обучающихся

Научный консультант

Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук высшей школы, директор НИИ информационных технологий социаль-

ной сферы Кемеровского государственного университета куль

туры и искусств, эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Обоснование актуальности темы

Важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность профессионально работать с информацией, самостоятельно добывать знания, постоянно учиться и  повышать свою квалификацию. Ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения  в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация невозможна без специальной, целенаправленной работы общеобразовательной школы по организации информационного образования и формирования информационной культуры школьников.

Это вызвало необходимость более глубокого исследования избранной проблемы с учетом существующего противоречия: между всевозрастающей  потребностью  обучающихся в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания и организационных форм непрерывного образования в этом направлении в общеобразовательных учреждениях с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Объект исследования

Информационная культура обучающихся

Предмет исследования

Процесс формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ

Цель  эксперимента

Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования составила совокупность положений о том, что формирование информационной культуры обучающихся будет результативным если:

·        включает анализ и отбор знаний и умений, которые составляют основу информационной культуры обучающихся;

·        разработана и внедрена педагогическая модель формирования   информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ;

·        разработаны критерии, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности  информационной культуры обучающихся;

·        осуществляется подготовка педагогических кадров к реализации программы эксперимента;

·        сформирована необходимая материально-техническая база для проведения эксперимента;

·        реализуются факультативные и элективные курсы «Основы информационной культуры личности» на всех ступенях обучения.

Задачи эксперимента

1.     Выявить состояние проблемы формирования информационной культуры обучающихся в педагогической теории и практике.

2.     Подготовить педагогические кадры к реализации программы эксперимента.

3.     Разработать и внедрить педагогическую модель и технологии формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ.

4.     Разработать учебно-методические материалы, способствующие формированию информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ.

Методы исследования

-       Анализ научной литературы по теме исследования, нормативных документов деятельности общеобразовательного учреждения;

-       педагогическое наблюдение;

-       социологические методы (беседы, анкетный опрос, интервьюирование);

-       методы оценивания (самооценка, тесты, экспертная оценка);

-       педагогическое моделирование;

-       педагогический эксперимент;

-       методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы.

Этапы эксперимента

Подготовительный этап (изучение концептуальных основ формирования информационной культуры личности, социального заказа по формированию информационной культуры личности; разработка диагностического инструментария и проведение диагностики сформированности информационной культуры обучающихся; диагностика выявления мотивации к овладению информационной культурой обучающихся и выявления мотивации к использованию информационно-коммуникационных технологий педагогов; проектирование педагогической модели формирования информационной культуры обучающихся);

организационный этап (разработка нормативно-правовой базы педагогического эксперимента;  совершенствование материальной базы и подготовка научно-методического обеспечения педагогического эксперимента;  формирование готовности педагогического коллектива к проведению педагогического  эксперимента; обработка первичной диагностики по выявлению уровня сформированности информационной культуры обучающихся);

практический этап (внедрение педагогической модели и технологии формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ; реализация факультативных и элективных курсов «Основы информационной культуры личности» на всех ступенях обучения; разработка и публикация учебно-методических материалов, способствующих формированию информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ);

обобщающий этап (анализ и оценка результатов педагогического эксперимента; выявление динамики развития уровня сформированности информационной культуры обучающихся; описание комплекса путей и средств формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ, реализованных в ходе эксперимента; проведение научно – практической конференции для педагогов).

Сроки эксперимента

2008 – 2011 гг.

Условия реализации

- наличие нормативно-правовой и научно-методологической

основы эксперимента;

- теоретическая и практическая подготовка   педагогов-участников эксперимента;

- наличие сетевого взаимодействия между общеобразовательными школами-экспериментальными площадками;

- материально-техническая оснащенность эксперимента;

- финансово-экономическое обеспечение эксперимента.

Средства контроля

- Аналитические отчёты экспериментальных площадок;

- проведение экспертизы  результатов опытно-экспериментальной работы;

- участие в научно-практических конференциях и семинарах;

- создание и развитие электронных ресурсов эксперимента;

- публикации  научных и учебно-методических материалов эксперимента.

^