Программа эксперимента
Наименование направления |
Использование новых информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе |
Тема эксперимента |
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе как условие формирования информационной культуры обучающихся |
Научный консультант |
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук высшей школы, директор НИИ информационных технологий социаль- ной сферы Кемеровского государственного университета куль туры и искусств, эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». |
Обоснование актуальности темы |
Важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность профессионально работать с информацией, самостоятельно добывать знания, постоянно учиться и повышать свою квалификацию. Ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация невозможна без специальной, целенаправленной работы общеобразовательной школы по организации информационного образования и формирования информационной культуры школьников. Это вызвало необходимость более глубокого исследования избранной проблемы с учетом существующего противоречия: между всевозрастающей потребностью обучающихся в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания и организационных форм непрерывного образования в этом направлении в общеобразовательных учреждениях с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
Объект исследования |
Информационная культура обучающихся |
Предмет исследования |
Процесс формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ |
Цель эксперимента |
Определить и экспериментально проверить результативность путей и средств формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ |
Гипотеза исследования |
Гипотеза исследования составила совокупность положений о том, что формирование информационной культуры обучающихся будет результативным если: · включает анализ и отбор знаний и умений, которые составляют основу информационной культуры обучающихся; · разработана и внедрена педагогическая модель формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ; · разработаны критерии, по которым можно диагностировать и оценивать уровень сформированности информационной культуры обучающихся; · осуществляется подготовка педагогических кадров к реализации программы эксперимента; · сформирована необходимая материально-техническая база для проведения эксперимента; · реализуются факультативные и элективные курсы «Основы информационной культуры личности» на всех ступенях обучения. |
Задачи эксперимента |
1. Выявить состояние проблемы формирования информационной культуры обучающихся в педагогической теории и практике. 2. Подготовить педагогические кадры к реализации программы эксперимента. 3. Разработать и внедрить педагогическую модель и технологии формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ. 4. Разработать учебно-методические материалы, способствующие формированию информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ. |
Методы исследования |
- Анализ научной литературы по теме исследования, нормативных документов деятельности общеобразовательного учреждения; - педагогическое наблюдение; - социологические методы (беседы, анкетный опрос, интервьюирование); - методы оценивания (самооценка, тесты, экспертная оценка); - педагогическое моделирование; - педагогический эксперимент; - методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы. |
Этапы эксперимента |
Подготовительный этап (изучение концептуальных основ формирования информационной культуры личности, социального заказа по формированию информационной культуры личности; разработка диагностического инструментария и проведение диагностики сформированности информационной культуры обучающихся; диагностика выявления мотивации к овладению информационной культурой обучающихся и выявления мотивации к использованию информационно-коммуникационных технологий педагогов; проектирование педагогической модели формирования информационной культуры обучающихся); организационный этап (разработка нормативно-правовой базы педагогического эксперимента; совершенствование материальной базы и подготовка научно-методического обеспечения педагогического эксперимента; формирование готовности педагогического коллектива к проведению педагогического эксперимента; обработка первичной диагностики по выявлению уровня сформированности информационной культуры обучающихся); практический этап (внедрение педагогической модели и технологии формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ; реализация факультативных и элективных курсов «Основы информационной культуры личности» на всех ступенях обучения; разработка и публикация учебно-методических материалов, способствующих формированию информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ); обобщающий этап (анализ и оценка результатов педагогического эксперимента; выявление динамики развития уровня сформированности информационной культуры обучающихся; описание комплекса путей и средств формирования информационной культуры обучающихся с использованием ИКТ, реализованных в ходе эксперимента; проведение научно – практической конференции для педагогов). |
Сроки эксперимента |
2008 – 2011 гг. |
Условия реализации |
- наличие нормативно-правовой и научно-методологической основы эксперимента; - теоретическая и практическая подготовка педагогов-участников эксперимента; - наличие сетевого взаимодействия между общеобразовательными школами-экспериментальными площадками; - материально-техническая оснащенность эксперимента; - финансово-экономическое обеспечение эксперимента. |
Средства контроля |
- Аналитические отчёты экспериментальных площадок; - проведение экспертизы результатов опытно-экспериментальной работы; - участие в научно-практических конференциях и семинарах; - создание и развитие электронных ресурсов эксперимента; - публикации научных и учебно-методических материалов эксперимента. |