Общая характеристика

Одним из наиболее существенных  качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повышать свою квалификацию,  самостоятельно добывать знания. Иными словами, современный человек  должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связанные понятия. Совокупность информационного мировоззрения,  знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией  с использованием  современных информационно-коммуникационных технологий, а также способность продуктивно использовать эти знания и умения (информационная компетентность)  образуют понятие «Информационная культур личности». Ведущая роль в формировании информационной культуры личности отводится  общеобразовательным учреждениям.

Кемеровская область по праву считается  является лидером  в организации информационной подготовки как учителей, так и учащихся. Свидетельством этому  служат следующие факты.

В  Кузбассе впервые в России  на основе разработанной  в НИИ ИТССС концепции формирования информационной культуры  личности была реализована модель подготовки информационных специалистов,  способных  компетентно  решать задачи    информационного  всеобуча. Эта   модель рассчитана  на  среднее педагогическое образование (колледж) и реализована  в Беловском педагогическом колледже, где в 2002 году состоялся первый выпуск учителей основ информационной культуры. Это стало возможным благодаря разработке  сотрудниками НИИ ИТ СС  полного пакета учебно-методических документов, позволивших Беловскому педагогическому колледжу первому в России получить лицензию на право подготовки учителя основ информационной культуры.  Опыт обучения  таких специалистов, а также полный пакет лицензированной учебно-методической документации,  детально раскрывающий содержание учебного плана и учебных программ, представлен  в сборнике:

- Подготовка учителя основ информационной культуры личности в педагогическом колледже [Текст]: науч.-метод. сб. / Министерство культуры РФ; Кемеровская государственная академия культуры и искусств; НИИ ИТ СС; Беловский педагогический колледж; под ред. Н.И. Гендиной. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. -  271 с.

В Кемеровской области  благодаря совместной деятельности НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС)  Кемеровского  государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) и Кузбасского  регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) накоплен значительный опыт по формированию информационной культуры работников образования. С 1999 г. в КРИПКиПРО на основе  разработанной  в НИИ ИТ СС учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» организуются курсы  повышения квалификации  в сфере информационной культуры  для учителей и школьных библиотекарей.

Значительное  внимание уделяется  научному обоснованию и разработке теоретических основ формирования информационной культуры личности: за последние годы  сотрудниками КРИПКиПРО под руководством директора НИИ ИТ СС профессора Н.И.Гендиной защищены три кандидатских диссертации по проблемам  повышения квалификации  различных категорий работников образования  в сфере информационной культуры личности (Корнилова М.В «Формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации», Лазарева Л.И. «Формирование информационной культуры  учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения», Малкина Е.А. «Организационно-педагогические условия повышения квалификации работников образования в области информационной культуры»). Под руководством зав.кафедрой КРИПКиПРО доцента М.В Корниловой защищена  кандидатская диссертация  Коваль Т.С. «Информационная культура педагога дополнительного образования  как условие его  профессионального развития».

На протяжении ряда лет  ученые НИИ ИТ СС и КРИПКиПРО ведут совместные исследования, проводят конференции и семинары. Издан ряд  сборников, отражающих материалы  проведенных совместно научных конференций и семинаров:

- Информационная культура в структуре новой парадигмы образования [Текст] сб. статей /Министерство культуры РФ; Кемеровская государственная академия культуры и искусств; науч. ред. Н.И. Гендина. - Кемерово, 1999. - 181 с.

-   Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных информационно-библиотечных учреждений: Материалы областной научно-практической конференции «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», г. Кемерово, 26-28 2001 г. / Под общ. ред. Н. И. Гендиной, Г. А. Стародубовой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. – 150 с.;

- Школьные библиотеки Кузбасса  в информационно-образовательном  пространстве региона: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей / Под общ. ред. Н. А.Зарубы и Н. И. Гендиной. – Кемерово, изд-во КРИПК и ПРО, 2003. – 144 с.

Новый этап  плодтворного сотрудничества  НИИ ИТ СС и КРИПКиПРО по повышению информационной культуры  учителей и учащихся Кузбасса  связан  с  решением коллегии  департамента образования и науки Кемеровской области от 18 декабря 2007 г.  В соответствии с ним  статус "Областная экспериментальная площадка" получили 10 общеобразовательных учреждений Кузбасса, в которых будут проходить апробацию теоретико-методические разработки НИИ ИТ СС в области информатизации  образования и формирования информационной культуры личности.  Эта работа будет вестись учеными  НИИ ИТ СС совместно с  сотрудниками КРИПКиПРО.       Для реализации данного направления в   2007 г. в КРИПКиПРО   вышло в свет  новое  учебно –методическое пособие:

- Формирование информационной культуры школьника: от теории к комплексу учебных программ [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко; Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ.- Кемерово: КРИПКиПРО,2007.- 235 с.

Все это дает основание считать, что в Кузбассе есть весомые  основания для развертывания широкомасштабной экспериментальной работы в самих общеобразовательных учреждениях.

^