Анонс!

Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (г. Москва) издана новая монография директора НИИ ИТ СС, профессора Н.И. Гендиной «Информационный и метапредметный подходы в системе общего образования в контексте информационной культуры личности». Монография отражает результаты многолетних исследований НИИ ИТ СС в сфере информационного образования.

Гендина Н. И.

Информационный и метапредметный подходы в системе общего образования в контексте информационной культуры личности. – Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 312 с.

Аннотация.

В монографии впервые представлено теоретическое осмысление глубинных преобразований, происходящих в системе общего образования под воздействием становления информационного общества и процессов информатизации. Доказывается, что информационная культура и информационная компетентность обеспечивают эффективность различных видов деятельности педагогических работников, а высокий уровень информационной культуры педагогов является залогом ее успешного формирования у юных граждан страны.

Отличительной особенностью монографии является включение в ее состав моделей познавательных пятиминуток с помощью которых учителя могут вести формирование информационной компетентности и информационной культуры учащихся, конкретно и наглядно демонстрировать учащимся метапредметный характер информационных знаний и умений, раскрывать их роль в освоении не только отдельной учебной дисциплины, но и для решения широкого круга познавательных задач.

Монография адресована исследователям системы общего образования, разработчикам образовательных и профессиональных стандартов, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей. Она может быть полезна широкому кругу педагогических работников: руководителям школ, учителям-предметникам, учителям начальных классов, педагогам-библиотекарям.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава 1. теоретические основы формирования медийно-информационной грамотности и информационной культуры личности в системе общего образования

  1. 1.1. Ключевые термины в сфере информационной подготовки и медиаобразования.
  2. 1.2. Концепция формирования информационной культуры личности.
  3. 1.3. Информационная культура и информационная компетентность педагогических работников: результаты сопоставительного анализа понятий.
  4. 1.4. Информационная культура педагогических работников: общее, особенное, единичное.

Глава 2. Реализация идей информационного и метапредметного подходов в методологии федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС)

  1. 2.1. Информационный подход как методологическая категория ФГОС
  2. 2.1.1. Роль ФГОС в реализации единой образовательной политики государства
  3. 2.1.2. Насыщенность ФГОС информационной терминологией.
  4. 2.1.3. Информационная ориентированность ФГОС с позиций государственной информационной политики и развития информационного общества
  5. 2.1.4. Информационный компонент в составе предметных результатов обучения
  6. 2.2. Метапредметный подход как методологическая категория ФГОС
  7. 2.2.1. Метапредметный подход в образовании. метапредметные результаты обучения
  8. 2.2.2. Универсальные учебные действия
  9. 2.2.3. Межпредметные понятия
  10. 2.3. Сочетание информационного и метапредметного подходов в содержании ФГОС: информационный компонент в составе метапредметных результатов обучения

Глава 3. модели познавательных пятиминуток как инструмент развития познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры в урочной деятельности

  1. 3.1. «Пятиминутки» как малая форма организации и педагогический прием обучения: сущность, виды, требования
  2. 3.2. Познавательные пятиминутки по разделу I «Информационные ресурсы общества и информационная культура»
  3. 3.3. Познавательные пятиминутки по разделу II «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения»
  4. 3.4. Познавательные пятиминутки по разделу III «Аналитико-синтетическая переработка источников информации»
  5. 3.4.1. Познавательные пятиминутки для младшего школьного возраста
  6. 3.4.2. Познавательные пятиминутки для среднего и старшего школьного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение. Перечень диссертаций, посвященных информационной подготовке педагогических работников в системе общего образования

Предметный указатель

Тематический указатель познавательных пятиминуток

^